ФОТО: ANDREW ANGELOV, KINGMA PHOTOS/SHUTTERSTОСK.СОM

С начала специальной военной операции мировые СМИ регулярно публикуют откровения западных наёмников. Те признают: так страшно им не было никогда. «Сафари» оказалось слишком опасным.

Сбежать успели не все

Только в этом месяце русские ракеты дважды бомбили «располаги» иностранных наёмников, прибывших на Украину убивать русских. Краматорск и Великий Бурлук Харьковской области стали братской могилой для многих приезжих любителей острых ощущений.

В Великом Бурлуке здание, ранее принадлежавшее нотариальной конторе, было поражено в три часа ночи дроном-камикадзе. По информации телеграм-канала «Два майора», тогда было уничтожено более 50 и ранено около 20 иностранных наёмников.

Об ударе 27 июня по пункту размещения 56-й бригады ВСУ в Краматорске Минобороны России докладывало так:

Уничтожены участвовавшие в штабном совещании два генерала, до 50 офицеров ВСУ, а также до 20 иностранных наёмников и военных советников.

Теперь стали вскрываться подробности. Так, одним из погибших был бывший американский морской пехотинец Ян Фрэнк Торторичи. Не работалось ему после увольнения со службы рейнджером в национальных парках США, вместо охоты за браконьерами захотелось поохотиться на русских. В результате он сам стал трофеем.

Решения разумные и не очень

Первым серьёзным ударом России по скоплению наёмников стала ракетная атака на Яворовский полигон в Львовской области, совершённая 13 марта 2022 года. Бельгийская La Dernière Heure написала впоследствии, что после неё более половины из 18 бельгийских наёмников внезапно решили, что хотят домой.

Не менее впечатлён был и бразилец Тьяго Росси, который описал свои переживания в ютубовском ролике следующим образом:

Базу легиона разгромили, все наши друзья погибли. После первого удара в пять часов утра мы (с другом. – Ред.) вышли и побежали. После чего быстро оказались в Польше… Слава Богу, я принял правильное решение – я сбежал! Там были люди со всей Европы, Южной Кореи, Чили, США, Канады, со всего мира! И с лёгкостью вмиг с ними было покончено… Я не ожидал, что война такая.

Русские «Калибры» и украинские патрули

Не все соплеменники Тьяго вовремя включили мозг. Экс-звезда женских журналов, ток-шоу и мыльных опер, бразильская модель Талита ду Валье ещё в 2019 году решила добавить к своей карьере милитаристского флёра. И отправилась в Ирак воевать на стороне местных курдов. Мадам освоила ремесло снайпера.

Когда началась СВО, нанялась в одно из иностранных украинских подразделений, которое командование ВСУ бросило под Харьков. При этом дива не забывала делать фотосессии на боевых позициях, в том числе и в бикини. Однако первая же боевая ситуация стала для ду Валье последней – русский «Калибр» поразил импровизированную базу иностранных боевиков. Наёмники предпочли разбежаться, как тараканы, бросив Талиту и ещё одного товарища в загоревшемся доме. Оба надышались едким дымом и скончались.

А вот один из первых британских «диких гусей» на Украине Джейсон Хег выжил. Как писала год назад газета The Sun, тот сделал ноги сразу же после того, как вместе с другим наёмником, американцем, попал под огонь русских бойцов в районе Гостомеля.

Внезапно перед нами открылись врата ада. Я никогда не испытывал подобной огневой мощи, не думаю, что кто-либо из нашего поколения когда-либо испытывал её. Ирак и Афганистан – это совсем другое,

– описывал свои ощущения Хег.

В копилку острых ощущений залётных англосаксов добавился и патруль украинских боевиков, члены которого решили на прощание поизмываться над дезертирами. После трёх часов побоев и унижений тех всё-таки отпустили восвояси.

Гусиные слёзы

Подобными историями отметились практически все серьёзные западные издания. Так, The Washington Post в мае прошлого года рассказывала про наёмников, что «они вступали в бой с недостаточным снаряжением и вооружением». И поскольку «видели, как умирают друзья, то решили, что с них хватит». Видимо, ожидали, что умирать будут только русские.

В свою очередь, немецкое издание Der Spiegel поведало, как боевиков Интернационального легиона ВСУ бросали под огонь русских войск под Николаевом без какой-либо подготовки и поддержки.

Мы были буквально брошены, и они не хотели нас эвакуировать,

– жаловался один из наёмников.

После того как «дикие гуси» отступили, командование в резкой форме приказало им вернуться на позиции. В результате четверо из них погибли, несколько получили ранения, а один попал в плен. И многие легионеры решили сложить оружие и покинуть Украину.

Фантазии и реальность

Шведская SVT Nyheter пообщалась с научным сотрудником Центра исследований экстремизма в Университете Осло Каспером Рекавеком. Он рассказал, что на Украину с Запада нередко едут люди, не понимающие, что такое война. Среди них был даже один ролевик, который пытался поражать русских молниями при помощи заклинаний вуду. В большинстве же своём наёмники, по словам Рекавека, прошедшие Ирак и Афганистан, совершенно не представляли, каково это – оказаться под ракетным или артиллерийским обстрелом.

The New York Times посвятила огромный текст нравам, царящим в Иностранном легионе ВСУ, пообщавшись с тремя десятками боевиков и собрав более 100 страниц материала. Журналисты американского издания выяснили, что в подразделение берут кого попало, собеседование длится не более 10 минут. И привели в пример некоего американца Джеймса Васкеса.  Тот позиционировал себя ветераном операции «Буря в пустыне», а на деле никогда не был на Ближнем Востоке, а во время службы в армии США заправлял военные автомобили топливом и ремонтировал электрооборудование. Что не мешало этому человеку вести героический блог в соцсетях о своём участии в войне на Украине и собирать немалые донаты.

Это третья война, в которой я участвовал, и она, безусловно, самая худшая. По вам бьют артиллерией, давят танками. На прошлой неделе рядом с нами, в трёхстах метрах, сбросили бомбу с самолёта. Это ужасно,

– поделился своим впечатлениями об украинской кампании с Daily Beast бывший морпех Трой Оффенбекер. И признался, что намеренно не отвечал на послания желавших повторить его путь сограждан, поскольку «всё было довольно плохо».

Его соотечественник Дэвид Брамлетт, ветеран Ирака и Афганистана, вообще смылся домой, поскольку «худший день в Афганистане или Ираке – это прекраснейший день на Украине». И возвращаться, по его словам, не собирается.

Не на тех нарвались

Западные наёмники, приезжая на Украину, явно не понимали, с кем имеют дело.

Если посмотреть, в каких войнах участвовали иностранные наёмники, становится очевидно, что это были колониальные конфликты, в которых они заведомо превосходили тех, против кого воевали. По вооружению, по тактике, по оснащению, по огневым возможностям,

– рассказал Царьграду военный эксперт Алексей Леонков.

Он отметил, что в СВО активно задействованы танки, артиллерия, системы залпового огня. В конфликтах, где воевали «дикие гуси», в таком количестве всё это вооружение никто не применял.

Когда они приезжают на Украину, то выясняется, что одно дело, когда, как в фильмах с Арнольдом Шварценеггером, ты стреляешь и попадаешь во всех, а в тебя никто, и совсем другое дело, когда в реальности только стрельнул – и в тебя с нескольких сторон прилетело,

– подчеркнул собеседник Царьграда.

Что с того?

В начале СВО бывший американский разведчик Скотт Риттер написал, что «русские офицеры – самые лучшие ученики военной науки на сегодня». Потому не стоит относиться к ним с традиционным западным пренебрежением, поскольку они «не тратили 20 лет на то, чтобы выламывать двери и вырезать семьи в Ираке. Или ползать по холмам в Афганистане, чтобы убить пастуха, как мы». Русские воины, по мнению Риттера, «мыслят масштабно».

Но чтобы понять это, западным искателям приключений приходится на собственной шкуре испытать реалии окопной правды. И многие из них после этого домой не возвращаются.

ВАДИМ ЕГОРОВ