LI XUEREN/GLOBALLOOKPRESS

Китайский вояж Энтони Блинкена и оскорбительное заявление Джо Байдена в адрес Си Цзиньпина в очередной раз подтвердили, что США совершили системную ошибку. И значится эта ошибка не только в китайском кейсе: аукнуться промах может всему миру.

Госсекретарь США Энтони Блинкен совершил не так давно двухдневный визит в Китай, создав целую серию противоречивых моментов. Постараемся разъяснить каждый из них.

Комментируя встречу с Энтони Блинкеном, председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что у высокопоставленного гостя были «откровенные и подробные обсуждения» с представителями китайской власти и сторонам удалось «добиться прогресса и согласия по некоторым конкретным вопросам». Си выразил надежду на то, что этот визит «внесёт позитивный вклад в стабилизацию китайско-американских отношений«.

Блинкен, в свою очередь, заметил, что позиция американского президента Джо Байдена заключается в том, чтобы США и КНР «ответственно управляли их отношениями«, что в интересах обоих государств и всего мира.

Кроме того, он отметил, что американцы поддерживают принцип «одного Китая» и тем самым не признают Тайвань как отдельное независимое государство.

Также Блинкен заявил, что они не хотят развязывать холодную войну с Китаем. Пекин, в свою очередь, заверил, что они не предоставляют оружия русским с тем, чтобы использовать его на Украине. «Мы это ценим и не видели доказательств, противоречащих этому», — ответил Блинкен.

ФОТО: WANG YE/GLOBALLOOKPRESS.

И хотя никаких соглашений стороны не подписали, но эта встреча заложила основу для личного общения американского президента с лидером КНР. Поскольку последний раз они встречались на саммите G20 на Бали. И вроде бы тогдашнее общение дало какую-то надежду на потепление в отношениях, но всё перечеркнул инцидент с китайским аэростатом. Планируется, что они встретятся на ноябрьском саммите АТЭС, который будет проходить в Сан-Франциско.

Но есть несколько противоречивых моментов. С одной стороны, Байден практически сразу после визита назвал Си диктатором. Второй момент — что сам Си назвал «первым американским другом, с которым он встретился с начала года», Билла Гейтса. Далее: появилась информация о том, что в ближайшее время на Кубе могут развернуть военную базу КНР. И это заставляет усомниться в радужных отчётах западных СМИ о том, как «здорово» прошёл визит Блинкена в Китай.

О том, насколько Пекин готов обернуться против России и где правда во всём этом, рассказал политический обозреватель «Первого русского» Андрей Перла в программе «Скрытые смыслы».

Две линии происходящего

Как отметил эксперт, есть две возможные линии того, что происходит. Первая из них говорит о прагматичности американцев. И в этом смысле они всё делают правильно и так, как наметили. То есть они дали возможность Китаю выбирать — быть их младшим союзником или враждовать с Америкой. А уже отсюда вытекает другая линия — приезд Блинкена в Китай и его предложение Си о налаживании взаимоотношений между странами.

Пока это предложение рассматривается, пока китайцы думают, американцы не говорят о них плохо. Где-то в процессе рассмотрения оно уточняется, в том числе с помощью Билла Гейтса, которого мы привычно связываем с компанией Microsoft. Но вряд ли в этом качестве Китаю он может быть сильно интересен. А вот в качестве большого инвестора в бигфарму — вполне. Поэтому он встречается с Си, они что-то там обсуждают. Мы не знаем что. Но ему жмут руку, и Китай дальше обдумывает американское предложение. Если мы допускаем некую конспирологическую версию, то китайцы отказываются. И когда они отказываются, Байден, может быть, в сердцах, а может быть, делая последнее китайское предупреждение, простите за каламбур, говорит, что Си диктатор. То есть он оскорбляет китайского руководителя совершенно сознательно и разумно, понимая, что делает. И даёт ему понять: так не пойдёт, теперь мы враги. Но это в том случае, если американцы расчётливо, последовательно действуют, и их  действия имеют смысл,

— пояснил Андрей Перла.

Другая же линия объяснения — это то, что, на самом деле, никакой единой американской политики давно нет. А существуют разнообразные группировки, в том числе среди демократов, которые, по словам политолога, крайне плохо корректируют свои действия друг с другом.

Более того, они забывают поставить в известность своего формального руководителя, то есть президента США, избранного от Демпартии, о том, что же они надумали и делают. Поэтому между ними постоянное противоречие. Байден не в курсе того, что какая-то группа демократов пытается сделать Китаю некие предложения. Причём главные противоречия США и Китая лежат вовсе не в сфере того, что Китай поддерживает Россию. А гораздо больше американцы боятся экспансии Китая в Индийском океане и того, что Китай попробует вернуть Тайвань. В этом случае возникает перспектива прямой войны Америки с Китаем. А они этого страшно не хотят. Поэтому пытаются о чём-то договориться. Но действия Блинкена Байдену неведомы. Может, он по старости забыл, но я в это не верю. А то, что он чего-то не знает и реагирует на другие раздражители, в это я поверить могу,

— отметил собеседник Царьграда.

Правая рука не знает, что делает левая

По этой причине Байден, продолжая линию давления на Китай, а это линия совершенно другой части Демпартии, начал оскорблять китайского лидера. По словам Перлы, это явно было не спонтанное заявление президента США, в котором он произнёс две важные вещи.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Он сказал, что Си — диктатор. Что это означает на американском политическом языке? Это означает, что мы не можем с ним договориться и даже не имеем права договариваться — он враг демократии, он наш враг. И второе, что он сказал, это то, что Си был не в курсе того, что тот самый воздушный шар, который летал над Америкой и над которым так много смеялись, был набит, как говорит Байден, шпионским оборудованием. А это означает, что он посылает некий сигнал каким-то китайским элитам, которые, как он думает, его слушают, о том, что Си, на самом деле, не контролирует ситуацию. И это было бы очень мощное политическое заявление, если бы не Блинкен и Гейтс. И, по всей видимости, Америка находится в ситуации, когда правая рука не знает, что делает левая,

— пояснил Андрей Перла.

Политолог подчеркнул, что речь идёт конкретно о расколе в Демократической партии. Республиканцы к этому не имеют никакого отношения, это вообще другая история. Но этот раскол влияет на позиции США в мире, заметил он.

Для Америки это было бы ничего, если бы она действительно, как сама себя считает, была единственным игроком и инициатором всех мировых процессов. Тогда бы да, они бы делали что-то в адрес Китая, не согласовав. Ошибались, а затем говорили, мол ничего в этом страшного нет, попробуем ещё раз. Но проблема США не в том, что они сами между собой не могут договориться, а в том, что они уже в течение нескольких десятилетий всех остальных не считают  субъектами. Они считают другие страны мира объектами своей деятельности. И не то что не приветствуют инициативу с их стороны, а вообще не верят в то, что такая инициатива возможна. И поэтому регулярно нарываются. Причём очень явно для всех остальных,

— отметил политолог.

США не центр мира?

Это показали действия США на территории Сирийской Арабской Республики, когда они пытались свергнуть Башара аль-Асада и уничтожить сирийское государство с помощью гражданской войны. Но Россия и её войска разрушили эти планы. И русским удалось это сделать не потому, что план был плохой. А потому что он не предусматривал никакого другого субъекта отношений, у которого было бы иное мнение насчёт Сирии, сказал Перла.

Иногда это происходит гораздо медленнее и сложнее, как, например, в случае с Китаем. Вот, взять те же планы создания военной базы на Кубе. Дело не в том, насколько эта база будет опасной для США. Я подозреваю, что руководство КНР никакой мировой войны не хочет и провоцировать её не собирается. Но суть в том, что это действие находится за рамками привычных для военных, гражданских руководителей США представлений о том, что вообще на свете бывает. У них не может быть китайской базы на Кубе. А сам Китай для них выглядит так, что да, у него есть какая-то политика, но она не самостоятельная. То есть она всегда реактивная: мы что-то делаем, а китайцы в ответ делают что-то с нами. И их политика сосредоточена там, у них, где-то в Юго-Восточной Азии. Это очень далеко. Поэтому то, что делают Китай, Гонконг, Макао, Тайвань, — это очень далеко от нас, американцев. Кто там рядом из наших? Допустим, Япония. Вот японцам это очень важно. И это отражение официально прописанной в документах, изучаемой в университетах внешнеполитической доктрины США,

— рассказал политолог.

США ставят себя в центре мира, и, по их мнению, никто другой себя считать центром мира не должен. Но в жизни выглядит иначе. Потому что и Поднебесная империя считает центром мира себя, и Россия — себя. И даже Бразилия считает центром себя. Но это совершенно не доходит до умов американского истеблишмента. Поэтому американцы не считаются с интересами других. И не представляют себе, что эти интересы могут быть инициирующими какие-либо мировые процессы, отметил эксперт.

Поэтому они всё время «натыкаются» во взаимоотношениях, в том числе и со своими союзниками-сателлитами. Так, австралийцы, например, совершенно не горят желанием умирать в войне за Тайвань, за интересы США. Они англосаксы, конечно. Но на их картах центром мира является Австралия,

— сказал Андрей Перла.

Американцы утрутся

С этой точки зрения, то, что западные СМИ пишут о том, что китайцы обменяют Тайвань на Россию, — это такое «завуалированное предложение», направленное на то, чтобы разделить Россию и Китай. Американцы считают, что Китай это «проглотит». В их миропонимании Китай — это такая второсортная мировая держава, а первосортная — она одна, со столицей в Вашингтоне.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

И, конечно же, «второсортная» держава должна поступить вот так. Ей же кусок разрешают взять? Чего же не взять? А если Китай — первосортная держава и мыслит масштабами планеты Земля? А если Россия поступает так же? А если Иран? Получается, что Америка сталкивается сразу с несколькими странами, ни одна из которых по отношению ко всем остальным второсортной себя не считает. И эта системная ошибка США, к сожалению, может вести не только к тому, что они утрутся, но и к тому, что они схватятся за пресловутую ядерную дубинку. Пессимистично закончу…

— заключил Андрей Перла.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА