ФОТО: ONUR DOGMAN / GLOBALLOOKPRESS

В историю войн навсегда вошли битва за Англию, битва за Алжир, битва за Москву. Нынешние президентские выборы в Турецкой Республике, несмотря на то, что они проходят в мирное для страны время, поистине могут запомниться как «битва за Турцию». Никогда ранее борьба суверенных сил и прозападного лобби не достигала здесь такого размаха. Сегодняшний день определит путь турецкой нации как минимум до 2028 года.

Мировые державы в схватке за Турцию

Результаты первого тура мало удивили специалистов. Одержать победу сразу было для Реджепа Тайипа Эрдогана весьма непросто, учитывая тот вал проблем, который свалился на государство за последнее время. Это и сильнейшее землетрясение, унёсшее жизни 50 тысяч человек и принёсшее колоссальные разрушения, и экономический кризис с высочайшей инфляцией (43,68% за апрель 2023 года). Безусловно, не играет на руку действующему лидеру страны миграционный фактор. Во многом благодаря эрдогановской внешней политике и панисламистской риторике возникла острая проблема беженцев. В Турции проживает около 4 миллионов (!) сирийцев и ещё 2 миллиона иракцев и афганцев.

Было бы очень странно, если бы такие сложности не породили жёсткую оппозицию. Так и произошло. В качестве главного соперника Эрдогана в предвыборной гонке выступил представитель старейшей ататюрковской партии Кемаль Кылычдароглу. Впрочем, соперничество сразу перешло в совершенно другое измерение и не ограничилось взаимными обвинениями по вопросам внутриполитической повестки. Всплыл внешний фактор.

Мы не оставим нашу родину фальшивому мировому лидеру, который ещё вчера был сопредседателем «Большого Ближнего Востока», а теперь ориентируется на Россию, в дверь которой он, склонившись, скребётся,

– заявил Кылычдароглу, фактически обвинив оппонента в том, что он ориентирован на Россию.

Ответ не заставил себя ждать:

Теперь Кемаль Кылычдароглу начал насмехаться и над Россией. Что, мол, Россия вмешивалась в выборы. Как тебе не стыдно! Что ответишь ты, если я скажу, что в выборы вмешиваются США, Великобритания, Германия?

– парировал Эрдоган.

По сути, мы наблюдаем столкновение двух концепций: Турции как суверенного игрока по типу Индии или Бразилии и Турции как полноценного американского сателлита. Иными словами, второй вариант предполагает возврат к старым недобрым временам, когда Анкара ориентировалась на Вашингтон целиком и полностью. Напомним: Турецкая Республика – член НАТО с 1952 года, на её территории размещено американское тактическое ядерное оружие. Во время Афганской войны и двух Чеченских кампаний турки целиком и полностью поддерживали врагов России. Тот же Эрдоган, будучи мэром Стамбула, открывал парк имени Джохара Дудаева.

Но со временем ситуация изменилась радикальным образом. Теперь Эрдоган – такая же цель для США, как Путин, Си Цзиньпин и Виктор Орбан.

Оппозицию поддерживают проамериканские силы и сам Вашингтон. Они решили свергнуть Эрдогана. Ведущие американские СМИ, например журнал Foreign Policy, пишут прямым текстом: если Эрдоган переизберётся в Турции, то страна превратится в кровавую баню. Силой оружия, путём открытого госпереворота свергнуть турецкого президента у США не получилось, поэтому они делают ставку на поддержку оппозиционных сил. В случае прихода к власти Кылычдароглу Анкара изменит внешнеполитический курс на более антирусский. Члены его команды несколько раз заявляли, что, мол, будут поддерживать североатлантический лагерь и продемонстрируют России, что Турция – член НАТО,

– заявил в комментарии «Первому русскому» доктор исторических наук, политолог Мехмет Перинчек.

Чья возьмёт?

В первом туре свои голоса Эрдогану отдали 49,52% избирателей, Кылычдароглу – 44,88%. Третье место занял представитель ультранационалистической партии Синан Оган, набравший 5,17%, четвёртое – Мухаррем Индже с 0,43%. Оган заявил о поддержке во втором туре действующего президента, проевропейски настроенный господин Индже отказался поддержать кого-либо из кандидатов. Такой поворот, безусловно, выгоден Эрдогану. Правда, социология, как обычно принято в Турции, скачет то туда, то сюда. Соцопрос центра ORC говорит, что во втором туре Кылычдароглу намерены поддержать 48,1%, Эрдогана – 46,7%, не определились с выбором – 5,2%. Если принимать эти цифры в качестве истинных (в чём есть определённые сомнения), то всё должны решить голоса неопределившихся.

Избирательные участки закрылись в 17:00 по московскому времени. Начался подсчёт голосов, ждать результатов осталось недолго. Пока первые результаты отдают убедительную победу Реджепу Тайипу Эрдогану. После обработки 43% бюллетеней за него проголосовали 57%, за Кылычдароглу – 43% (на момент публикации). Но данные меняются.

Что с того?

Конечно, в отечественной телеграм-сеточке уже вылезают эксперты, которые пытаются в популистской манере вопрошать, мол, сколько можно смотреть на турецкие выборы? Вы бы лучше на фронт посмотрели да проблемами России занялись. Между тем Турция – это ключевой актор как для СВО, так и для нашей страны в целом. Турецкая Республика – не просто место, куда ежегодно ездят миллионы русских туристов. Это второй торговый партнёр нашего государства (рост товарооборота в 2022 году, согласно данным ФТС, составил 84%) и крупнейший транзитный хаб, в том числе для природного газа. Южный сосед – один из китов, на котором держится обход западных санкций. А Кылычдароглу, напомним, отметился санкционной риторикой.

Ну и, наконец, главное: турецкая сухопутная армия – вторая в Североатлантическом альянсе после американской. Военно-морской флот турок – один из сильнейших в Черноморском регионе. Помимо прочего, он контролирует проливы. А значит, в теории может, вопреки договорённостям (кто их сейчас соблюдает?), закрыть их для России. Экспорт продукции турецкого ВПК составляет около 3 миллиардов долларов в год. При желании Анкара может внести огромный вклад в вооружение украинской армии.

Да такой, что купленные ВСУ «Байрактары» и Kirpi покажутся детским садом. Связь президентских выборов в Турции и перспективы СВО очевидны. Так что вывод прост. Мы ждём победы Эрдогана. Она очень нужна России, и это совсем не шутки.

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВ