Православно-Державный календарь «ДОСТОПАМЯТНЫЕ ДНИ РОССИИ»: 14 мая / 27 мая — 13 мая / 26 мая


14 мая / 27 мая

— 1829 г. Морской бой брига «Меркурий» с турецким флотом

Бриг «Меркурий» крейсировал у Константинопольского пролива. Неожиданно появился турецкий флот. Произошло трехчасовое сражение с двумя линейными — 110- и 74-пушечными — турецкими судами. Командир брига А.И. Казарский (1798-1833 гг.) приказал прибить флаг к мачте, чтобы ни в каком случае не могло быть речи о сдаче. По предложению поручика корпуса штурманов Прокофьева, офицеры поклялись, что тот из них, кто останется в живых, воспламенит выстрелом крюйт-камеру с порохом. На шпиль брига положен был заряженный пистолет. После длительного боя турки вынуждены были отступить.​ ​На рапорте адмирала Черноморского флота А.С.Грейга Государь Николай I написал: «Капитан-лейтенанта Казарского произвести в капитаны 2 ранга, дать Георгия 2-степени, назначить флигель-адъютантом с оставлением при прежней должности и в герб прибавить пистолет. Всех офицеров — в следующий чин, и у кого нет Владимира с бантом, то таковой дать. Штурманскому офицеру сверх чина дать Георгия 4-го класса. Всем нижним чинам — знак отличия военного ордена и всем офицерам и нижним чинам — двойное жалование и пожизненный пенсион. На бриг «Меркурий» — Георгиевский флаг.

По приходе брига в ветхость заменить его другим, новым, продолжая сие до времен позднейших, дабы память знаменитых заслуг команды брига «Меркурий» и его имя во флоте никогда не исчезло и, переходя из рода в род, на вечные времена служила примером потомству».

 

— 1829 г. Позорная сдача в плен фрегата «Рафаил»

​Второе донесение адмирала Черноморского флота А.С.Грейга говорило о позорной сдаче фрегата «Рафаил», командир которого, капитан 2 ранга Стройников, спустил флаг при встрече с турецким флотом. Фрегат торжественно был приведен в Константинополь. Указом Грейгу предложено образовать под своим председательством комиссию для обследования этого дела.​ Высочайший указ Императора Николая I заканчивался так: «Уповая на помощь Всевышнего, пребываю в надежде, что неустрашимый флот Черноморский, горя желанием смыть безславие фрегата «Рафаил», не оставит его в руках неприятеля. Но когда он будет возвращен во власть нашу, то, почитая фрегат сей впредь недостойным носить флаг России и служить наряду с прочими судами нашего флота, повелеваю вам предать оный огню». Воля Императора Николая I оказалась исполненной. Турки назвали фрегат «Фазли-Аллах» (данный Богом). Он находился в Синопской бухте и был зажжен во время боя 16 ноября 1853 г. с флагманского корабля вице-адмирала Нахимова «Императрица Мария». Фрегат взлетел на воздух, на виду у всей русской эскадры.

 

— 1832 г. Институт присяжных

​Создан законодательно институт присяжных стряпчих в России. «Это была попытка отчасти упорядочить деятельность судебных представителей в коммерческих судах». Присяжные стряпчие находились в полной зависимости от судей, права и возможности их были ограничены. Они отбирались по строжайшему принципу избирательности, с предъявлением аттестатов об образовании, послужных списков, свидетельств о званиях и т.д. «Коммерческие суды дореформенной России стали уже тогда состязательными, сравнительно объективными государственными структурами, где судьи вынуждены были считаться с законом, правилами и обычаями делового оборота и принимать грамотные и обоснованные судебные решения»

 

— 1891 г.​ Визит Цесаревича Николая Александровича

​Владивосток. Его Императорское Высочество в сопровождении генерал-губернатора, коменданта крепости Владивосток и свиты в 9 час. утра отправился на лодке «Манджур» в бухту Улисс, а оттуда в экипаж по батареям, где посетил экипажную церковь, прослушал молебен, был в помещениях и казармах и изволил отведать пробу пищи.​ В тот же день Николай Александрович посетил обед, данный в честь Его Высочества военным губернатором. К семи часам стали съезжаться высшие военные и гражданские власти, представители разных учреждений. Ровно в семь часов прибыл Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич с Его Королевским Высочеством принцем Георгием… По окончании обеда — отъезд на фрегат.

 

— 1896 г. День Священного коронования Их Величеств Царя Николая II и Царицы Александры Федоровны

​Москва. Древний Кремль. Успенский собор – Дом Пресвятой Богородицы. Священное коронование. В день коронации в карауле был Преображенский полк. К 9 ч. утра в Успенском соборе собрались почетные гости. От крыльца Большого дворца к паперти собора были постланы ковры. На паперти Государя встретило духовенство, и московский митрополит Сергий обратился к нему со словами: «Благочестивый Государь! Настоящее твое шествие, соединенное с необыкновенным великолепием, имеет цель необычной важности. Ты вступаешь в это древнее святилище, чтобы возложить​ здесь на себя Царский венец и восприять священное миропомазание. Твой прародительский венец принадлежит тебе единому, как Царю Единодержавному, но миропомазания сподобляются все православные христиане, и оно не повторяемо. Если же предлежит тебе восприять новых впечатлений этого таинства, то сему причина та, что как нет выше, так нет и труднее на земле царской власти, нет бремени тяжелее царского служения. Чрез помазание видимое да подастся тебе невидимая сила свыше действующая, к возвышению твоих царских доблестей озаряющая твою самодержавную деятельность ко благу и счастью твоих верных подданных». В соборе Государь и Государыня заняли места на троне под балдахином напротив алтаря; Царь-мученик выбрал для своего коронования трон Царя Михаила Феодоровича; Царица-мученица​ – Великого князя Иоанна III. Отдельный трон был воздвигнут для Вдовствующей Императрицы Марии Федоровны. Митрополит С.-Петербургский Палладий, взойдя на верхнюю площадку трона, предложил Государю прочесть Символ Веры. Император Николай II громким, отчетливым голосом повторил слова Символа Веры. Облачившись в порфиру и венец, взяв в руки державу и скипетр, он затем прочел коронационную молитву, начинавшуюся словами: «Боже отцов и Господи милости, Ты избрал мя еси Царя и Судию людям Твоим»…

После чего первоиерарх, митрополит Санкт-Петербургский Палладий, после коленопреклоненной, от лица всего народа, «Молитвы за Царя» (когда один Император, в короне и порфире, стоял у престола) сказал: «Святая Церковь Православная видит в лице твоем Царя по сердцу Божию, Богом просвещенного ревнителя веры и благочестия, высокого своего покровителя и защитника, преемственного исполнителя древнего о ней проречения: и будут цари кормители Твои (Ис. 49, 23), а Отечество зрит в Тебе, Избранник Божий, богомудрого Зиждителя народного благоденствия, праведного Судию и благопопечительного Отца своего. Радуйся, Россия, радостию велиею! Божие благословение воссияло над тобою в священной славе Боговенчанного Царя твоего. Ты же, Царь Православный, Богом Венчанный, уповай на Господа, да утвердится в Нем сердце твое: верою и благочестием и цари сильны, и царства непоколебимы».

​После литургии, которую Государь выслушал стоя, сняв с себя Венец, он восприял миропомазание. В этот миг колокольный звон и салют из 101 выстрела возвестили городу, что таинство совершилось.​ Митрополит Палладий ввел Государя в алтарь через царские врата, и там он приобщился Святых Таин «по царскому чину» под обоими видами.

С этой минуты, исключительной и высокоторжественной для Государя, он почувствовал себя подлинным помазанником Божиим; чин коронования, такой чудный и непонятный для большинства русской интеллигенции, был для него полон глубокого смысла. С детства обрученный России, он в этот день как бы повенчался с ней.

 

— 1896 г. Учреждение наперсного иерейского креста

​ ​В этот знаменательный день Священного коронования Император Николай II ввел Государственным указом наперсный священнический крест, возлагаемый при иерейской хиротонии. На лицевой стороне был изображен распятый Спаситель и помещены следующие надписи: «Господь – Царь Славы»​ (вверху); «IС ХС» (на концах широкой перекладины); «Ника» (под нижней косой перекладиной). На оборотной стороне креста было написано: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4, 12). Лета 1896, мая 14 дня». Кресты 1896 года стали непременным знаком отличия иереев, который они носят за богослужением поверх риз и могут носить в повседневной обстановке поверх рясы, а кресты 1797 года так и остались наградными, по традиции жалуемые также всем выпускникам духовных академий, имеющим сан священников. Крест был по существу заветом Царя Небесного через Своего Помазанника, Царя земного, русскому священству, которому предстояло пасти словесных овец стада Христова, лишенных, по своим грехам, земного Православного Царства.

 

— 1903 г. Памятник Императору Петру I в Таганроге

​У ворот городского сада на Петровской улице был торжественно открыт отлитый в бронзе памятник основателю г. Таганрога — Императору Петру Великому. Автором монумента был русский скульптор Антокольский, а главным инициатором его возведения стал тогдашний градоначальник Ахилес Алфераки. Хорошо всем известный уроженец Таганрога А.П. Чехов также участвовал в работе над проектом памятника. Прошло менее полутора десятков лет, наступил 1917 год. Сразу после октябрьского переворота большевики начали кампанию по борьбе с монументальным наследием «царизма». Вскоре эта волна докатилась и до Таганрога. В январе 1924 года, после смерти Ленина, революционные власти решили «увековечить» его память и не придумали ничего лучшего, как убрать бронзового Царя и использовать оставшийся после него пьедестал для своего «вождя», заодно переименовав улицу Петровскую в улицу Ленина.​ ​

Снесенная статуя Петра чудом избежала переплавки. Вначале ее отправили в вестибюль городской библиотеки, а в 1933 году переместили на лестничную клетку в здание местного краеведческого музея (бывший дворец Алфераки). Там усилиями музейных работников она была сохранена.

 

— 1905 г. Цусимское сражение

​Безпримерный подвиг русских моряков в Цусимском проливе, разделяющем Корею и Японию.

14 мая русская эскадра вошла в Корейский (или Цусимский) пролив. Японцы в тумане чуть ее не пропустили; их разведчики наткнулись только на последние русские суда. Адмирал Того тотчас вышел наперерез русской эскадре. Он отдал приказ: «От этого боя зависит все будущее Японии». На этот раз японцы не стремились беречь свои суда: даже если бы они одержали верх дорогой ценой, никакая новая эскадра еще несколько лет не могла больше выйти из русских гаваней. Как только завязался бой, сразу сказалось превосходство японского флота. Меньше чем через час затонул первый русский броненосец «Ослябя». Эскадры сходились и расходились; бой тянулся до темноты; но к ночи, после геройского сопротивления, погибли еще три (из четырех) новых броненосцев; два из них — со всем экипажем. Адмирал Рожественский был тяжело ранен осколком снаряда и перевезен с «Князя Суворова» на миноносец. ​Ночью от минных атак погибло еще несколько русских судов. На заре 15 мая​ от эскадры оставались лишь остатки. Отдельные корабли — «Светлана», «Адм. Ушаков» — гибли один за другим в неравных поединках. Миноносец «Бедовый», на котором находился раненый адм. Рожественский, сдался. Последняя группа судов — два эскадренных броненосца, два броненосца береговой обороны — была окружена превосходящими силами врага, и адм. Небогатов — по его словам, из желания «спасти две тысячи молодых жизней» — сдался японцам с четырьмя судами. Владивостока достигли только небольшой крейсер «Алмаз» и два миноносца; быстроходный «Изумруд» разбился о камни к северу от Владивостока, а три других крейсера, под командой адм. Энквиста, повернули на юг и укрылись в Маниле на Филиппинских островах. Флот был уничтожен целиком, тогда как японцы потеряли всего несколько миноносцев. Русские моряки показали в этом безнадежном бою большое геройство, но перевес противника оказался слишком велик.

Вести о Цусиме поразили Государя, до последней минуты верившего в успех. «На душе тяжело, больно, грустно,» — записал он 18 мая.

 

— 1908 г. Из проповеди о. Иоанна Кронштадтского

​Святой праведный о. Иоанн Кронштадтский в своей проповеди сказал: «Никто не может поставлять на царство ни одного Царя земного, кроме Царя Небесного – Бога. Не сам собой, а Богом Царь царствует. Бог назначил в Россию быть Царям из рода Романовых, и этот род, по милости Божией, царствует… А вы, друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите святую Церковь и отечество, и помните, что самодержавие – единственное условие благоденствия России; не будет самодержавия – не будет России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас».

 

— 1909 г. Слово «Россия и Восток»

​Пламенный проповедник и новомученик российский протоиерей Иоанн Восторгов, вернувшись из поездки по Востоку, произнес свое Слово «Россия и Восток» в Кафедральном соборе Владивостока, в день Священного коронования Императора Николая II, при большом стечении богомольцев. Вот некоторые места из этого исторического Слова: «В этом городе, который носит громкое и выразительное имя «Влади—восток», в нынешний глубоко знаменательный день памяти Священного коронования Царя,— события, во всей глубине значения и содержания понятного только христианскому сердцу и особо вдумчивому уму, напоминающего о таинственной, религиозно-мистической связи Царя и народа, освященной Духом Божиим, и получающего высшее объяснение только при мысли о мировом значении и мировых задачах России; наконец, лично мне, призванному Архипастырем к слову церковного проповедования сегодня, на другой день после того, как я возвратился в Россию, повидав соседние страны Востока: Китай, Японию, Корею,— естественно говорить о значении России и Востока и отсюда уже делать выводы и поучительные уроки в настоящем торжественном собрании градских и воинских чинов, при молитве о Царе и Царстве.

Обратимся теперь мысленно к нашему родному русскому народу. Народ христианский, народ единственный в мире, сочетавший начало своего государственного бытия с купелью своего крещения в веру Христову; народ, в своей государственности заключивший церковность и в своей церковности — государственность, народ, определивший себя как «Святую Русь» и опознавший себя в православии («порадейте, православные»); народ-богоносец, по признанию его лучших мыслителей и писателей, — этот народ поистине есть Новый Израиль.

Как ни бранят его прошлое, его психологию и характер, его государственность, самодержавие его царей, как силу якобы пагубную и разрушительную, однако, факт налицо: он от берегов Днепра и Ильменя, из малого зерна-племени, при всех невзгодах, вырос в силу мировую и дошел до Великого океана — города, коему дал пророческое и выразительное имя: «Влади — Восток».

Наше мировое положение и мировое призвание неоспоримо. Мы поставлены географически на грани двух стран света, двух миров, двух цивилизаций, в ясном сознании всего прошлого в истории человечества, и в предчувствиях чего-то таинственного, что кроется в загадочных странах и народах Востока, пред которым мы стоим одни из всех европейских народностей прямо и непосредственно, лицом к лицу. По временам мы слышим на Востоке какие-то глухие раскаты громов, мы видим прорезывающие тьму молнии, мы предчувствуем какие-то назревающие мировые события. Кто, как не мы, по географическому положению и по историческому призванию, должны встретиться первыми с этими грядущими событиями? Кто, как не мы, в святом и провиденциальном призвании должны возвестить царству дракона о Царстве Христа? И куда же, как не в эти царства Востока, сущия в области дракона, направиться теперь вечному и всемирному благовестию Христову?..

Чем быть России и русскому народу? Если народом мировым, то ему нужен Великий Океан, и тогда понятно, что значит для нас Восток и Владивосток. Если народом-данником, то он может без сожаления оставить берега Великого Океана… Вот почему, быть может, в истории России не было войны более важной по идейному значению в мировых судьбах, по замыслам и стремлениям, как последняя война Русско-Японская. Русская интеллигенция этого не поняла, русская так называемая передовая печать этого не уразумела, и вот началась травля всех и всего, что было причастно к этой войне, которая была объявлена «авантюрой»; начались наивные уверения, что нам ничего на Дальнем Востоке не нужно, что у нас и без того земли много… Развращался народ, развращались войска, под крики, злорадство при виде наших неудач, от прокламаций, бунтов, революции воцарилось общее уныние, война окончилась неудачно, состояние растерянности и теперь царит всюду.

Отчего все это? Ответим искренно. Оттого, что мы забыли и перестали даже ценить свое мировое религиозно-миссионерское предназначение. Если Дальний Восток и Океан — наша конечная цель, если мы здесь ищем только государственной и экономической мощи, как чего-то самодовлеющего, — то нечего и жалеть, что мы опозорены и отброшены. Тогда мы достойны своей судьбы.

Надо возвратиться к смыслу, к доброму смыслу наших предков: мы идем к Океану, чтобы чрез посредство государственной и экономической мощи нести свет Христов и царство Христово, мы идем с христианской культурой в страны области Дракона-дьявола, коснеющие в язычестве и неведении Христа. Но тогда идите с тем религиозно-нравственным началом русской государственности, о коем говорит Священное Коронование царей на царство; тогда идите в осенении идеального начала боговластия в царстве русском, а не языческого народовластия, т.е. человекообожения, которое слышится в преклонении пред правом, пред силою и голосом так называемого большинства, вместо правды Христовой, вовсе не зависящей от пресловутого этого большинства; тогда идите с крестом и Евангелием, с храмами и монастырями, с христианскою верою и жизнью, как было в старь, а не с одними железными дорогами, крепостями, войсками, торговыми предприятиями и воеводским правлением. Тогда приветствуйте переселение сюда русского народа, его стихийное движение на Восток к Океану, но давайте прежде всего переселенцу устроение церковного быта, удовлетворение нужд и потребностей религиозных; тогда идите, как встарь, в союзе веры и жизни, веры и знания, церкви и государства.​ ​Стойте здесь на грани России пред лицом врага; стойте на этой твердыне Владивостока; стойте пред лицом Востока с его загадочной судьбою. Но стойте со Христом и со крестом, и тогда Восток, приняв Христа, встретится с нами, как с братьями, а не как со смертельными врагами и хищниками. И не в крови и брани, а в единении веры и любви будет тогда разрешение вопроса об отношениях России и Востока… Тогда исполнятся мировое призвание России и та глубокая идея русской Христианской государственности, которая заключена в Священнодействии коронования Царя на Царство. Аминь.»

 

— 2004 г. Православно-Державный Союз: «За Веру, Царя, Семью и Отечество!»

​ ​По благословению архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина,​ 27 мая 2004 г., в Богохранимом граде Владивостоке группой православных христиан — ревнителей Российского Самодержавия — был создан Православно-Державный Союз: «За Веру, Царя, Семью и Отечество!».

Девиз​ «Семья» объединяет в себе многогранное понятие:

1.​ ​ Семья народов России во главе с Отцом Отечества — Царем-Батюшкой;

2.​ ​ Семья Русской Армии и Флота;

3.​ ​ Семья Церковно-приходская;

4.​ ​ Семья христианская.

По учению Православной Церкви, брак – это «супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью». То есть в браке муж является образом (иконой) Христа (помазанника), а жена есть образ Церкви.

Основные цели и задачи «Союза»:

1. Возрождение Русской Государственности – Самодержавной Монархии (нужно отрешиться от ложного понятия, привитого нам коммунистами, социалистами, республиканцами и демократами, что для России хороши и нужны трафаретные формы европейской государственности).

2. Поиски, открытие и распространение духовных истоков, которые столетиями питали и давали силы русскому народу, и исцеляли раны России, наносимые изнутри и извне врагами Отечества.

3. Объединение всех людей, кому дорога судьба Отечества и своих детей, под​ Черно – Золото – Белым стягом – единственным в истории России государственным флагом, – символизирующим вековую православную Русскую идеологию: Бог, Царь, Россия!

​ В этот же день архиепископ Вениамин благословил приступить к работе над Православно-Державным календарем «Достопамятные дни России» и «Царский календарь».

13 мая / 26 мая

— 482 г. День Киева, Матери городов русских

Годом основания Киева считается 482 г.​ С 882 года Киев – столица Киевской Руси, отсюда второе название – Мать городов русских. Так же в народе город называют столицей, городом каштанов и вторым Иерусалимом.

Существует предание, что Киев основан тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью как центр племени полян. Назван в честь старшего брата. По некоторым археологическим исследованиям, первое городское поселение появилось в VI веке. ​Согласно летописному преданию, в конце IX века в Киеве княжили дружинники варяга Рюрика — варяги Аскольд и Дир; в 882 году Киев был завоеван родственником Рюрика, новгородским князем Олегом, который перенёс туда свою резиденцию, сказав: «се буди мати городом Русскымъ». С этого момента​ Киев стал столицей нового государства​ — Киевской Руси. В Киевской Руси владение Киевским великокняжеским столом принадлежало старшему в роде и обеспечивало верховную власть над удельными князьями. Киев оставался реальным политическим центром Русской земли, по крайней мере до смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого (в 1132 г.). В период раздробленности Киев формально продолжал считаться старшим столом Руси и служил постоянным объектом борьбы между сильными русскими князьями. В 1240 году Киев был разрушен монголо-татарами.

 

— 1667 г. Анафема старообрядцам

​ Собор Русской Православной Церкви в Москве предал анафеме сторонников старого обряда.

 

— 1866 г. Рескрипт Императора Александра II

В рескрипте​ на​ имя председателя Комитета министров П.П. Гагарина​ Император Александр​ II​ объявил​ своей задачей «охранять русский народ от зародышей вредных лжеучений,​ которые​ со временем​ могли​ бы​ поколебать​ общественное​ благоустройство».​

 

— 1891 г. Визит Цесаревича Николая Александровича

Владивосток. Его Императорское Высочество Цесаревич Николай Александрович посетил Приамурского генерал-губернатора барона А.Н.Корфа, который встретил его у подъезда.​ В 5 часов дня был назначен в лагере парад войск, после чего предполагалась заря с церемонией, но вследствие дождливой погоды все это отменили.

 

— 1904 г. Сражение при Наньчане

​ Японская армия отрезает русский гарнизон в Порт-Артуре от остальных русских сухопутных частей, находящихся в Манчжурии. ​13 мая японцы двинулись штурмовать Цинь-Чжоуские высоты.​ После шестнадцати часов боя русские отступили, бросив тяжелые орудия, приведенные в негодность. Японские потери в этом бою были по крайней мере втрое больше русских (до 5.000 человек). Но главная естественная преграда на пути к Порт-Артурской крепости была преодолена, и японцы без боя овладели портом Дальний​ с его драгоценными портовыми сооружениями, которые они тотчас же использовали как базу для высадки целой армии.

 

— 1913 г. Юбилейные торжества в Вильне

В Вильне была освящена построенная к юбилею 300-летия Дома Романовых Константино-Михайловская церковь. Церковь была освящена во имя небесных покровителей Константина Острожского и Царя Михаила Романова. При её возведении большая часть работ была выполнена московскими мастерами. Из Петербурга поступали части церковных главок. Из Москвы в Вильнюс доставили тринадцать церковных колоколов, общим весом в 935 пудов. Чин освящения храма совершил архиепископ Агафангел (Преображенский). На торжества прибыла великая княгиня Елизавета Федоровна в сопровождении трех сестер основанной ею в Москве Марфо-Мариинской обители, а также фрейлины В.С.Гордеева и гофмейстшера А.П.Корнилова.

 

— 1916 г. Визит Императора Николая II

Государь Император Николай II вместе с Наследником-Цесаревичем​ Алексеем посетил 25 боевых кораблей Черноморского флота.

 

— 1921 г. Антибольшевистский переворот во Владивостоке

​ ​Небольшая горстка каппелевцев, имевшая на всех 12 винтовок и несколько револьверов, выступила против охранявших большевистский режим двух тысяч хорошо вооруженных милиционеров. Восставших каппелевцев поддержал со стороны моря десантный отряд под командованием капитана 2-го ранга Соловьева. На барже, буксируемой катером,​ отряд прорвался сквозь сильный ружейный и пулеметный огонь с окрестных судов и, несмотря на большие потери, высадился у памятника Невельскому. Натиск среди бела дня был так стремителен и смел, что одни узурпаторы бежали в сопки, а другие спрятались в японской миссии и были в последствии переправлены интервентами в Советскую Россию.

 

— 1956 г. Памятник Петру Кошке

​ В Севастополе был открыт памятник Петру Кошке. Бронзовый бюст героя установлен на гранитном пьедестале, на котором укреплена доска с надписью: «Матрос Кошка Петр Маркович, герой обороны Севастополя». Ниже доски — горельеф с изображением медали «За защиту Севастополя 1854—1855 гг.». У основания пьедестала уложены ядра, по сторонам — два якоря.

​Имя его стало легендарным и вошло в отечественную историю как символ яркого народного характера, как олицетворение лучших качеств русского солдата.

Петр Маркович Кошка родился в 1828 г. в деревне Замятинец Гайсинского уезда Каменец-Подольской губернии в семье крепостного крестьянина. В 1849 г. отдан в рекруты; служил на кораблях Черноморского флота.

В дни обороны Севастополя вместе с другими матросами был направлен на сушу, сражался на батарее лейтенанта А.М.Перекомского, что находилась на Пересыпи, в районе теперешнего железнодорожного вокзала. Здесь он сразу же показал себя отважным и находчивым воином, стал одним из тех «охотников», которым особенно по душе пришлись отчаянные ночные вылазки в стан противника.

​ Петр Кошка участвовал в восемнадцати вылазках и, кроме того, почти всегда действовал в одиночку: проникал во вражеские траншеи, захватывал штуцера, добавлял ценные сведения. В одну из вылазок, хорошо зная местность, он незаметно подкрался к неприятельскому оцеплению, и, взяв в плен трех французов, привел их на бастион. А в начале 1855 года Петр Кошка совершил подвиг, который сделал его знаменитым. Находясь в дозоре, поручик московского полка Голубев послал Петра за обедом в казармы. По дороге тот надумал заглянуть в ближайшие английские траншеи, где увидел, что англичане врыли в землю его товарища, погибшего накануне, и используют его как цель для стрелков. Петр Кошка решил избавить тело от поругания и принести его к своим. Незаметно подкравшись к убитому, он вырыл его, взвалил себе на спину​ на глазах изумленных англичан, пополз и благополучно добрался до третьего бастиона. За этот подвиг Кошка был награждён знаком отличия ордена Св. Георгия. Во время своих отчаянных вылазок отважный разведчик был неоднократно ранен. Также находчивый матрос Петр Кошка спас жизнь адмиралу Корнилову, бросив в котёл с кашей вражеское ядро, залетевшее в окоп. Адмирал Корнилов похвалил его за это. На похвалу матрос Кошка ответил: «Доброе слово и Кошке приятно!»

Когда истек срок службы, Петр Кошка вернулся в родную деревню, женился, занимался крестьянским трудом. Умер в 1882 г. в возрасте 54 лет.

 

Автор: Чернозатонский Игорь Александрович



ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Необходимая сумма для ежемесячной оплаты хостинг-сервера: 6525 руб.
Мы работаем за счет рекламы и Вашей поддержки!

Банковские карты для прямых платежей в РФ:

Мир 2202202372757579 (Сбер)
MasterCard 5536913918532660 (Tinkoff)
Спаси Вас Бог!

Следующяя Новость Дефолт в США: сколь верёвочке ни виться…

Предыдущая Новость Слова не мальчика, но мужа

Похожие Новости






Комментарии проходят модерацию

Нет Комментариев

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

TRANSLATE - ПЕРЕВЕСТИ »