ФОТО: КИСЕЛЕВ СЕРГЕЙ/АГЕНТСТВО «МОСКВА»

В либеральном сегменте Рунета – плач и зубовный скрежет. Власть только начала расторгать договоры с проживающими за границей преподавателями, а у беглоэмиграции уже началась аллергическая реакция. Обоснованна ли она?

Наука в России умирает, ноет ТГ-сеточка Ходорковского*. «В духе советских традиций учёных увольняют, их книги изымают», – вопиет издание иноагента Романа Баданина*. Так и просятся слова из «Семнадцати мгновений весны»: «Что случилось за те двое суток, что меня не было? Перевернулся мир? На землю сошёл Бог? Кальтенбруннер женился на еврейке?»

Катастрофа не в том, что уехали. А в том, что уехали не все

Достаточно сосчитать перечисленных скорописцами Ходорковского* «уехавших и уволенных учёных и преподавателей», чтобы сделать однозначный вывод: под удар попали преимущественно гуманитарные сферы.

Россия «потеряла» автора многочисленных мифов о русской истории Николая Сванидзе, ярого заукраинца Андрея Зубова* (автора фразы «бандеровское движение более оправданно с точки зрения морали, чем сталинское советское государство»), одиозную политологиню Екатерину Шульман*. Страна осталась без рьяной либералки с многолетним стажем Юлии Галяминой*, экс-проректора ВШЭ Константина Сонина (по описанию Дмитрия Ольшанского, это «персонаж, уникальный по сочетанию непроходимой глупости, злобнейшей русофобии и какой-то упоительной комической надутости и высокомерия»). Хорошо, да мало!

Разговоры о «крахе русской науки» из либеральных источников звучат забавно. Государство, видите ли, больше не содержит на балансе людей, которые проводили «гендерные исследования», «социологические изыскания», строили «экономические модели», вся суть коих заключалась в том, что мы должны капитулировать перед коллективным Западом и сдать русских на Украине. Да, действительно, с отечественной наукой есть проблемы. Только убеганцы здесь совершенно ни при чём. Во-первых, они, либералы, сами были проблемой для гуманитарных наук, отравляя их русофобией и космополитизмом. Во-вторых, когда эти господа процветали, получая гранты, стипендии и премии от идеологически разоружённого государства, прикладная наука погибала, лишая нас инноваций и технологий.

Власть наводит порядок. Или делает косметический ремонт?

Хорошая новость в том, что руководство образовательной системы вроде бы не намерено терпеть беглоэмиграцию в своём штате. Как сообщают либеральные телеграм-каналы, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы до 15 июня текущего года будут уволены все сотрудники, проживающие за рубежом и не горящие желанием возвращаться в родную гавань. Такое распоряжение, дескать, «пришло сверху». И Владимир Мау больше не поможет – бывший ректор, судя по всему, прочно обосновался в Израиле. В Высшей школе экономики, бастионе либерализма, по данным сеточки Ходорковского*, уволены или переведены на ГПХ десятки сотрудников, а всего вышвырнули за дверь около 150 человек.

Оздоровление, на первый взгляд, идёт полным ходом. И во многом этому способствуют кадровые перестановки. Царьград уже рассказывал о позитивных подвижках в НИУ ВШЭ, связанных с приходом нового ректора Никиты Анисимова. Есть надежда, что и РАНХиГС наведёт порядок после смены руководства, хотя биография нового и.о. ректора Алексея Комиссарова вызывает большие вопросы (образование в Великобритании, плотная работа с Мау и сислибами из бюрократического аппарата).

В то же время сегодня какой-то однозначной картины, связанной со здоровой тенденцией в сфере высшего образования, не существует. Во всех вузах ситуация разная, и таковой она была ещё до начала СВО, отметил в комментарии «Первому русскому» преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии кандидат философских наук Сергей Иванников.

Проблема неолиберализма в структурах высшего образования действительно существует, но она не там, где её ищут. Либерализмом заражены в основном управленческие структуры вузов. Руководители всякого рода внутренних подразделений, например. Они имеют доступ к финансовым потокам, иной уровень доходов, и, как следствие, некоторые из них, но тоже далеко не все, имеют возможность жить за границей время от времени. Но это не специфическая проблема вузов, а общая проблема русского государственного аппарата,

– подчёркивает учёный.

Избавляются ли сегодня высшие учебные заведения от подобных людей? В какой-то степени да, но этого недостаточно. Эксперт полагает, что начинать чистки необходимо не с университетов, а с более высоких этажей – министерств, с которыми руководство вузов, как правило, тесно связано. И основы таких связей в первую очередь не идеологические, а коррупционные. Именно коррупционная деятельность способствует формированию неолиберальных взглядов внутри госаппарата, настаивает Сергей Иванников.

Операция «Экстракшен»

Весьма показательно то, что сейчас, когда либералы попали в России в «котёл», активизировались западные фонды. Они предлагают помочь своим агентам влияния с переездом в «свободный мир».

Так, организация Scholars at Risk рапортует о вывозе 200 человек из нашей страны. Эта структура базируется в Нью-Йоркском университете и существует на деньги «партнёров». Среди них, кто бы мог подумать, Freedom House (получает финансирование от американского правительства и тесно аффилирована с ЦРУ), NED** (по сути, подразделение агентства США по международному развитию**) и Фонд Сороса**. Уже по количеству звёздочек в нашем тексте понятно, что это за организации и с чем их едят.

Помимо американцев, усердствуют в эвакуации собственной агентуры и немцы. Фонд Александра фон Гумбольдта, учреждённый правительством ФРГ и финансируемый МИД Германии, заявляет о помощи в эвакуации 62 «деятелей науки». Ну и куда же без информационной обслуги Ходорковского*! Они создали «проект помощи эмигрантам из России, осуждающим военную агрессию против Украины», с говорящим названием «Ковчег» (так и хочется добавить: «Каждой твари по паре»). Основатель инициативы – Анастасия Буракова, экс-председатель «Открытой России»*.

Цель всех вышеупомянутых организаций очевидна – формирование за пределами России «мозговых центров» для политической эмиграции, ведение оголтелой русофобской пропаганды, в том числе на западную аудиторию. Понятно, в России вряд ли кто-то будет слушать всхлипы Евы Рапопорт или того же Константина Сонина. А вот для немецкой или французской аудитории вполне годится. «Интеллектуалы в изгнании», «страдальцы», «лучшие люди России», «профессура». Ну как же тут протестовать против поставок вооружения на Украину! Ведь оно призвано сокрушить чудовищный режим, выгнавший таких «людей со светлыми лицами». Тем более эти господа и дамы сами непременно будут заламывать руки, требуя завалить киевский режим оружием.

Что с того?

Впрочем, уехали – скатертью дорожка. Задача власти и гражданского общества – дочистить то, что ещё осталось и шевелится. Причём не только преподавательский состав, но и, как отметил эксперт, само руководство вузов и профильного министерства. Ведь преподавателей кто-то утверждал, прекрасно отдавая себе отчёт в том, что эти люди – агенты влияния иностранных государств. А раз утверждал, значит, покровительствовал.

Среди преподавательского состава преобладают патриотические настроения. Естественно, «несчастные случаи» бывают, но, как правило, они присущи определённому типу преподавателей, главные проблемы которых связаны не столько с идеологией, сколько с психологией. Большая часть преподавательского состава изначально занимала патриотическую позицию. И чем дальше от Москвы, тем это очевиднее,

– убеждён Сергей Иванников.

В целом так и есть. Потому проблемные места очень заметны на общем фоне. Зачистку можно начать точечно. К примеру, из Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ВШЭ) ушли 60% сотрудников. Можно посмотреть: кто руководитель, кто его назначил, кто лоббировал. Спойлер: ниточки неизбежно приведут к «соросёнку» научруку НИУ ВШЭ Ярославу Кузьминову. Отследили – увольняем с волчьим билетом. И так должно быть с каждым. А на их место придут другие – либо патриотично настроенные люди, либо те, кто знает грань, через которую в условиях военного конфликта переступать нельзя никому.


* Решением Минюста России признаны иностранными агентами

** Признаны в России нежелательными организациями

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВ