Строительство Союзного государства (СГ) Белоруссии и России не всегда проходило гладко. Минск и Москва, договорившись идти по пути интеграции, на протяжении продолжительного времени не спешили реализовывать на практике все то, что было прописано в Союзном договоре 1999 года. Только события, которые развернулись вокруг двух стран в последние несколько лет, подтолкнули стороны к более интенсивному взаимодействию, что вылилось в утверждение и последующую реализацию 28 союзных программ. Вместе с тем, одним из главных достижений в рамках Союзного государства всегда считалось свободное перемещение в нём граждан – без визы, прохождения пограничного контроля и иных проверок, которые есть на внешних границах СГ. Однако, как показывают последние события, ситуация и в данном сегменте двустороннего сотрудничества начинает меняться.

Стоит напомнить, что Белоруссия граничит с Псковской, Смоленской и Брянской областями РФ, а Россия – с белорусскими Витебской, Могилевской и Гомельской областями. Пограничная зона между двумя странами после распада СССР существовала довольно недолго – до 1995 года, когда стороны начали движение по пути интеграции. После этого таможенный и пограничный контроль на границе были упразднены, а граждане двух стран получили возможность совершать поездки по внутренним паспортам. Прошло немало лет, пока в апреле 2011 года стороны отменили и транспортный контроль, перенеся его на внешний контур тогда ещё Таможенного союза, после чего между странами не должно было остаться никаких вопросов, связанных с пересечением границы. К сожалению, этого не произошло, причиной чему стала ситуация вокруг РФ.

Так, после введения в отношении России западных санкций в 2014 году и ответных мер со стороны Москвы, в РФ заподозрили белорусских партнёров в реэкспорте запрещённой продукции. В этой связи российская сторона снова ввела пограничный контроль и начала активно проверять грузовые автомобили, следующие с территории Белоруссии. В 2017 году ситуация ещё более усложнилась в связи с решением Минска ввести безвизовый режим для почти 80 стран мира. Согласно указу Александра Лукашенко, в республику через «Национальный аэропорт Минск» на срок не более пяти суток свободно могли прибывать граждане 39 стран Европы, а также Бразилии, Индонезии, США, Японии и иных государства. Тогда это решение обосновывалось необходимостью открытия страны для туристов, что вызвало определённые трения между Минском и Москвой. В частности, практически сразу ФСБ РФ установило пограничную зону на границах Смоленской, Псковской и Брянской областей, обосновав это необходимостью «создания необходимых условий охраны государственной границы России» и недопущения в РФ нелегальных мигрантов. При этом стоит заметить, что пересечение наземной белорусско-российской границы гражданам третьих стран был запрещён с 1995 года, так как между Белоруссией и Россией попросту нет международных пунктов пропуска, которые необходимы для их законного въезда.

 

Очереди на белорусско-российской границе в марте 2020 года

 

Очередные проблемы на границе появились после начала пандемии коронавирусной инфекции в 2020 году, когда Россия закрыла въезд на свою территорию иностранных граждан, в том числе и белорусов. Официальный Минск на протяжении последующих лет добивался снятия ограничений, однако это стало возможным только в 2022 году после стабилизации эпидемиологической обстановки в РФ.

На ситуацию на границе определённое влияние оказало и санкционное давление на РФ и Белоруссию со стороны Запада, которое усилилось после начала специальной военной операции (СВО) на Украине. После того, как в апреле 2022 года в рамках пятого пакета санкций Евросоюза был введён запрет на проезд и транзит в ЕС машин, принадлежащих белорусским и российским компаниям, Москва и Минск ввели ответные меры, разрешив иностранным перевозчикам заезжать на территорию своих стран только в исключительных случаях и для перецепки грузов. Это потребовало кардинального переустройства всей транспортно-логистической структуры на пути следования товаров по маршруту Восток-Запад и коснулось ситуации на белорусско-российской границе. В связи с тем, что ранее значительная часть  грузоперевозчиков из Белоруссии была ориентирована на европейское направление, после введения запретов они были вынуждены переориентироваться на Россию и страны Азии. Поэтому к концу 2022 года спрос на поставки грузов по маршруту Белоруссия – РФ в годовом исчислении вырос почти на 130%. В результате, на некоторых участках белорусско-российской границы, в первую очередь на самой загруженной трассе М1/Е30 Москва – Смоленск – Минск в российском пункте пропуска «Красная горка», стали наблюдаться очереди из грузовиков, что в прошлом было крайне редким явлением.

Вместе с тем, все вышеперечисленные проблемы на границе не оказывали серьёзного влияния на белорусско-российские отношения. Более того, Минск никогда не ставил никаких препятствий для въезда на территорию республики со стороны России. В нынешнем же году, по всей видимости, ситуация изменится. В частности, 5 мая различные СМИ и Телеграм-каналы сообщили о появлении пограничного контроля со стороны Белоруссии, что позже подтвердили в Государственном пограничном комитете (ГПК) республики. По сведениям очевидцев, на нескольких дорогах появились контрольно-пропускные пункты (КПП) в виде шлагбаума, вагончиков для пограничников и заградительной ленты с шипами, а у тех, кто въезжает на белорусскую территорию, начали проверять паспорта. Сообщения о контроле касались трассы М-1, пересечения границы в районе Добруша в Гомельской области, а также на пропускном пункте между Лиозно и Рудней в Витебской области. То есть на самых загруженных трассах, через которые и идёт основной поток автотранспорта.

 

Белорусские КПП на трассе М1 утром 5 мая

 

Изначально белорусские власти не сообщали о происходящем, хотя в Гомельской погрангруппе на вопросы журналистов ответили, что «согласно законодательству об органах пограничной службы, на въезде в Республику Беларусь сейчас будет вестись проверка документов». Позже, уже в белорусском Госпогранкомитете подтвердили, что «начали мониторинг обстановки на белорусско-российском участке» на шести основных въездах в республику. При этом в ведомстве отметили, что сделано это только на въезд и в рамках «подготовки к выполнению ратифицированного Соглашения между правительствами Беларуси и России о взаимном признании виз и по иным вопросам, связанным с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Союзного государства».

Стоит напомнить, что согласно соглашению, иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешается въезжать, выезжать, пребывать, следовать транзитом по территории двух стран на основании визы одного из государств и документов, удостоверяющих личность. Однако Закон о ратификации соглашения между Россией и Белоруссией о взаимном признании виз вступил в силу еще 1 февраля 2023 года, а о пограничном контроле в Минске задумались только сейчас. И, по всей видимости, главная причина происходящего связана не только с межгосударственными соглашениями, но и с последними событиями вокруг СГ и Белоруссии в частности.

Так, еще в конце февраля в республике произошло событие, которое ранее сложно было представить: теракт на военном аэродроме под Минском в Мачулищах, когда с помощью дрона был атакован российский военный самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) А-50. Позже был задержан исполнитель теракта Николай Швец и несколько десятков его подельников, которые оказались напрямую связанными с белорусскими «змагарами» и иностранными спецслужбами, в том числе с Главным управлением разведки Минобороны Украины. В ходе следствия оказалось, что террорист прибыл в Белоруссию с территории России, так как белорусские пограничники в своё время отказали ему во въезде из Польши. Как заявил 7 марта президент Белоруссии Александр Лукашенко, «пограничники российские, к сожалению, пропустили его, хотя не должны были это сделать».

«Он перемещался по внутреннему российскому паспорту. У них есть заграничный паспорт. Он не имел права перемещаться через границу. Но, тем не менее, переместился в Псков, затем приехал на автобусе в Минск», – рассказал Лукашенко.

Уже тогда стало понятно, что этот случай заставит официальный Минск пристальнее взглянуть на ситуацию на границе с Россией, где до последнего времени не было никакого контроля с белорусской стороны. По всей видимости, власти республики, осознавая всю опасность нынешней ситуации, а также растущую террористическую угрозу со стороны Украины и её пособников из числа российской и белорусской оппозиции, приняли решение отреагировать на происходящее, усилив контроль за перемещение граждан через границу с РФ.

Конечно, нынешнюю ситуацию на белорусско-российской границе нельзя назвать осложнением в отношениях Минска и Москвы, как это сегодня пытаются представить беглые «змагары». Этот шаг белорусской стороны направлен на усиление национальной безопасности республики и, в конечном счёте, всего Союзного государства. Более того, полезен он будет и российской стороне, так как двусторонний контроль за перемещающимися гражданами РФ будет способствовать дополнительной фильтрации тех, кто не имеет права выезда из страны. Простым же белорусам и россиянам, которым нечего бояться, новый режим на границе не грозит ничем, кроме небольших задержек по времени, и он вряд ли станет причиной сокращения потока граждан, которые свободно перемещаются в рамках Союзного государства.

Антон ПОЛЯНИЧ