ФОТО: JOHANNES GLÖCKNER/GLOBALLООKPRESS

Есть издевательство, форменное издевательство, а есть РЖД. То, как крупнейшая госкомпания реализует стратегические инфраструктурные проекты, уже стало притчей во языцех. Результат налицо – вновь срываются сроки по расширению Восточного полигона, а МТК «Север – Юг» забит под завязку.

Лучший ответ на санкции и попытки Запада изолировать Россию, отрезав нас от дружественных государств, – это использование всех географических преимуществ нашей страны. Как верно отметил президент Владимир Путин, русская территория такая большая, что у евроатлантистов попросту не хватит изоленты. Главное, что называется, не щёлкать клювом и ловить момент, а именно: в форсированном темпе воплощать в жизнь все масштабные инфраструктурные проекты, позволяющие реализовать географический потенциал России. Строить новые ветки железных дорог, порты, скоростные автотрассы, терминалы. Увы, пока ситуация не то что плохая – она патовая.

«Как назло в январе выпал снег»

В Совете Федерации прошло совещание по вопросам модернизации Восточного полигона. Представитель Генпрокуратуры Екатерина Пересыпина, выступившая на мероприятии, заявила, что даже несмотря на переносы сроков, первый этап развития Восточного полигона не завершён. Серьёзное отставание наблюдается и по второму этапу, а это грозит срывом поручений руководства страны. Одновременно пришла не самая радостная новость с другого направления. Международный транспортный коридор «Север – Юг» не справляется с грузопотоком и под завязку загружен, в том числе сухопутный железнодорожный. Оба эти факта в совокупности кажутся какими-то «техническими неполадками». Спешим расстроить наших читателей – данная угроза страшнее, чем вы можете себе представить.

Работы на Восточном полигоне – это то, что должно поддержать наши связи с Китаем. Транссибирская магистраль, заложенная ещё в 1891 году и завершённая в 1916-м, а также Байкало-Амурская, открытая в 1989-м, уже не выдерживают нагрузки. Если в 2013 году товарооборот с КНР составлял 87,3 миллиарда долларов, то по итогам 2022-го – 190 миллиардов, а в следующем году составит все 200 миллиардов. Если ничего не предпринимать, мы упрёмся в потолок и не сможем компенсировать потерю европейского рынка, что чревато крупными экономическими последствиями. Ситуация с МТК «Север – Юг» схожая. От этого транспортного коридора, проходящего через Каспийское море и его побережье, зависит наша торговля с Индией. А рост товарооборота с этой азиатской страной колоссальный. Индийцы буквально высасывают русскую нефть, от которой морщат носики «западные партнёры». Согласно заявлению вице-премьера Александра Новака, за прошлый год поставки чёрного золота в Индию выросли в 22 (!) раза. А что с пропускной способностью МТК «Север –Юг»? Полагаю, вы догадываетесь. Ничего.

Кто виноват?

Виновников ситуации найти несложно. Прежде всего это, конечно, системные либералы, доминировавшие в экономическом блоке нашего правительства на протяжении десятилетий. Они искренне верили в то, что альтернатив Европе нет и не нужно. Покупают нефть и природный газ – вот и славно. Полученные деньги складируем в резервы, не даём средств на развитие и курим бамбук. Когда гром грянул, оказалось, что запасные варианты практически не готовились. Впрочем, это дела минувших дней. Сейчас же стратегически важные проекты срывают вполне определённые юридические лица и их руководство.

По мнению главного редактора журнала «Геоэнергетика.инфо» Бориса Марцинкевича, речь идёт о совершенно конкретной компании – ОАО РЖД.

На мой взгляд, ещё в начале 2010-х годов она присоединилась ко всем антирусским санкциям. В 2011 году прошла торжественная церемония начала строительства дороги «Кызыл – Курагино». Этой дороги нет. Золотой костыль, который забивали вдвоём Путин и Шойгу (на открытии проекта – прим. ред.), куда-то исчез. Первый этап расширения Восточного полигона, о котором достаточно бравурно заявило РЖД осенью прошлого года, должен был быть завершён в 2017 году. Прямое распоряжение президента, данное в апреле 2022 года, о необходимости начала строительства Северного широтного хода не выполняется. Планы по строительству Северного широтного хода – 2, то есть по соединению Бованенково и Сабетты, также не выполняются,

– поделился мнением эксперт в комментарии «Первому русскому».

Из особых «успехов» РЖД, по мнению господина Марцинкевича, можно отметить завершение строительства железнодорожного моста через реку Амур в Еврейской автономной области, которое реализовывалось совместно с китайцами. На нашу долю пришлось аж 400 метров. Начало строительства – 2014 год, окончание – 2022-й. Четыреста метров за восемь лет – красноречивые цифры.

Я не знаю ни одного проекта, связанного с РЖД, который был бы реализован вовремя, не был бы смещён вправо, не было бы получено замечание от Генеральной прокуратуры, Счётной палаты и так далее. Предложение губернатора Кемеровской области Сергея Цивилёва о том, что необходимо создать государственную компанию, которая занималась бы строительством железных дорог с тем, чтобы в полномочиях РЖД было только управление и эксплуатация, поддержки ни в Совете Федерации, ни в Государственной думе не получило. Альтернативный вариант – реформа РЖД – это, на мой взгляд, ненаучная фантастика, потому что заставить работать эту организацию невозможно,

– сетует Борис Марцинкевич.

Показательный обратный пример – ситуация со строительством железной дороги фирмой «Эльгауголь». В 2021 году на Восточном экономическом форуме она предложила сотрудничество ОАО РЖД. Компания была готова самостоятельно возвести железную дорогу на побережье Охотского моря в Хабаровском крае, не просила ни налоговых льгот, ни субсидий, ни льготного кредитования. Просьба была – обеспечить льготный провоз того, что добывается на Эльгинском месторождении. Через девять месяцев, после того как ответа получено не было, компания «Эльгауголь» самостоятельно подала все необходимые документы на согласование в апреле прошлого года, а в сентябре работы были начаты.

Общая протяжённость дороги – 613 километров. Сметная стоимость её строительства – 37 миллиардов рублей. Финансирование Восточного полигона исчисляется в триллионах рублей. При этом частная компания «Эльгауголь» обеспечивает работу 4000 человек, одновременно строится порт в Хабаровском крае. Климат там, мягко говоря, суровый. Тем не менее по состоянию на 1 марта 2023 года построены первые 94 километра дороги.

Связано это с тем, что компании «Эльгауголь» нужна дорога. А что нужно РЖД, мне сказать очень сложно. Здесь просто невыполнение тех поручений, которые дают и президент, и правительство,

– говорит эксперт.

Что делать?

И работы на Восточном полигоне, и на МТК «Север – Юг», конечно же, дорогостоящие. Однако средства есть, просто Министерству финансов нужно перестать заниматься складированием профицитных средств в резервы и начать инвестировать деньги в развитие экономики, отправлять их на реализацию важнейших инфраструктурных проектов. Что касается самого процесса строительства, очевидно, стоит поддержать инициативу губернатора Кемеровской области о передаче данной функции от РЖД новой госкомпании, которая занималась бы исключительно строительными работами. Ну не выходит у них – так и не надо. Помимо железной дороги, которую строит тот же «Эльгауголь», можно вспомнить и Крымский мост. Его также строила не РЖД, а компания «СГМ-Мост». Получилось отлично. В ведении же ОАО РЖД необходимо оставить исключительно эксплуатацию и управление имеющимися железными дорогами. В противном случае в ближайшие годы нас ждёт логистическая катастрофа.

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВ