ФОТО: DINENDRA HARIA/GLOBALLOOKPRESS

Ряд экспертов высказали мнение, что Евросоюз уже начал готовить очередной, одиннадцатый пакет санкций против России. Скорее всего, он будет под стать прежним – бессмысленный и беспощадный. Бессмысленный – с точки зрения «наказания» России. Беспощадный – для экономики и простых граждан стран ЕС, которые всё туже затягивают пояса.

Фабула дела хорошо известна: фактически отказавшись от недорогого русского газа, Европа «подсела» на американский СПГ. Однако тут появились две нешуточные проблемы. Во-первых, газ из США в разы дороже. Во-вторых, его слишком мало, чтобы восполнить отсутствие газа из России. И Европа ощутила на себе все прелести своих же собственных санкций: взлетевшие цены на энергоносители подстегнули инфляцию, в итоге дорожать стало буквально всё: от обуви до продуктов питания. Однако это, как выяснилось, не самое страшное, что могло случиться.

Случайные жертвы санкций

Ещё в ноябре прошлого года The Economist выдала мрачный прогноз: если зима будет холодной, газовая война унесёт в Европе порядка 335 тысяч жизней сверх обычного уровня смертности.

Конечно, никто не ожидал, что люди будут умирать от холода прямо на улицах. Однако в данном случае работают другие факторы. Холод негативно влияет на течение многих болезней – сезонных вирусных инфекций, сердечно-сосудистых заболеваний. Как известно, пониженные температуры облегчают заражение вирусами, увеличивают вероятность образования тромбов, инфарктов и инсультов. Собственно говоря, даже в «тихие» периоды смертность с декабря по февраль на 21 процент выше, чем с июня по август.

Помимо этого, в ситуацию вмешался новый фактор: необходимость экономить газ. ЕС установил требование экономии в 15 процентов, однако в Германии, более других стран Европы пострадавшей от энергокризиса, Федеральное сетевое агентство настаивало на экономии не менее 20 процентов – в противном случае, по мнению представителей регулятора, во время отопительного сезона возможны крайне неприятные сюрпризы. На практике это означало, что гражданам следует поддерживать в своих жилищах более низкую температуру. То есть постоянно подвергать себя риску переохлаждения.

Впрочем, зима случилась тёплая, и мрачные прогнозы The Economist не оправдались. Однако природа – дама, как известно, очень и очень капризная. Следующей зимой может так не повезти.

Германия: люди пережили зиму, экономика умирает

Для простых немцев зима закончилась более-менее благополучно, чего нельзя сказать о германской экономике. Необходимость экономить газ привела к сокращению производства или даже полному закрытию многих предприятий. Особенно это касается энергоёмких отраслей. К примеру, в Бремене и Гамбурге прекратилось производство стали. Гигант химической промышленности BASF объявил об остановке производства аммиака в Людвигсхафене по причине неподъёмной стоимости энергии, а также анонсировал сокращение 2600 рабочих мест.

BASF зависел от дешёвого газа, который ранее поставлялся из России. И, конечно, в новых условиях он больше не может работать на прежнюю мощность. Или плати больше, или уноси отсюда ноги,

– сказал депутат бундестага от АдГ Штеффан Котре.

Сворачивание производства аммиака может иметь и отсроченные последствия. Аммиак – сырьё для производства удобрений, с которыми в Европе после ограничения поставок из России тоже имеются большие проблемы. А это, в свою очередь, чревато серьёзным продовольственным кризисом. Который, к слову, уже начинается. По данным института Ifo, в феврале 85,7 процента компаний-ретейлеров жаловались на дефицит определённых продуктов. С существующими ценами на энергоносители их стало просто невыгодно производить.

Рост стоимости продуктов питания в феврале обогнал даже рост цен на энергоносители: первые в сравнении с аналогичным периодом прошлого года подорожали на 21,8 процента, вторые – на 19,1 процента.

Квартплата увеличилась в несколько раз – на 300 процентов в среднем. Очень сильно подорожали продукты. Такой инфляции не было даже после войны. А поскольку в Германии все живут на свои стабильные зарплаты – возможность подработать здесь найти очень сложно – это серьёзный удар. Потому что бюджет не растёт, а цены растут. В Германии есть так называемый Tafel – это организация, которая забирает у супермаркетов просроченные продукты и раздаёт бедным. Очень многие представительства организации закрыли приём, как они называют, клиентов, потому что продуктов не хватает на всех. Так что в Германии жизнь изменилась значительно,

– рассказал немецкий журналист Томас Рёпер.

Франция замерла в ожидании

Последствия антироссийских санкций для Франции оказались не столь значительны, как для Германии, – но тоже весьма существенны. До недавнего времени страна держалась – и вдобавок все другие информационные поводы заслонила тема пенсионной реформы. Однако совсем скоро французы в полной мере ощутят на себе последствия патологической «украинофилии» руководства страны.

Жизнь во Франции изменилась, конечно. Она изменилась не так резко, как писали в российских СМИ, потому что до 1 января 2023 года у нас все цены были заморожены. Цены на энергоносители – на электричество, газ – кроме бензина. Но сегодня уже приходят письма от газовых и электрических компаний, и все они предупреждают, что цены поднимутся до 25 процентов. Я не представляю, как это возможно будет оплачивать. Потому что сейчас за два зимних месяца – здесь приходит платёжка за два месяца – я плачу уже 600 евро. То есть получается, что в зимние месяцы я буду платить до 800 евро за отопление,

– рассказывает живущая во Франции писатель и блогер Татьяна Жукова.

Продукты, по её словам, подорожали весьма существенно.

Они начали дорожать ещё в прошлом году. Причём это делалось так: какой-то продукт исчезает – например, растительное масло, и начинают говорить, что это из-за войны на Украине. Виновата, мол, Россия, которая перекрыла поставки, сделала невозможным производство этого продукта. А потом вдруг растительное масло появляется. Только оно почти уже догоняет в цене оливковое масло. Так же и с другими продуктами. Создаётся искусственный дефицит на фоне слухов о том, что это всё Россия виновата, а потом этот продукт появляется – по цене в три раза выше,

– продолжает Татьяна Жукова.

По её словам, несмотря на бравурные отчёты правительства, ситуация только ухудшается. Растёт количество безработных, причём сокращают людей в самых разных сферах.

Знакомая лежала в госпитале и слышала разговор двух санитарок. Раньше на отделение было шесть санитарок, теперь оставили двух. И эти две женщины говорят – «а как мы всё успеем?» То есть бюджет урезается на всё. И при этом очень тщательно работает налоговая,

– отмечает собеседница Царьграда.

Татьяна Жукова считает, что французы пока ещё находятся в терпимой ситуации. Но что будет летом, осенью – никто не может сказать.

Британия: продуктовая инфляция бьёт рекорды

Министр финансов Великобритании Джереми Хант несколько дней назад гордо заявил, что страна в текущем году не окажется в технической рецессии, а инфляция к концу года снизится до 2,9 процента. Меж тем месяцем ранее исследование консалтинговой компании Kantar выявило рекордный уровень продуктовой инфляции. В среднем за год британец будет тратить на продукты на 788 фунтов стерлингов больше.

Согласно нашим последним данным, продуктовая инфляция достигла рекордных 16,7 процента за четыре недели, закончившихся 22 января 2023 года, это самый высокий показатель за всю историю наблюдения с 2008 года,

– говорится в отчёте.

Причина роста цен на продукты всё та же: энергокризис, подстегнувший инфляцию. А если вспомнить, что в конце января оператор энергосистемы Британии поручил в экстренном порядке подготовить к запуску блок угольных электростанций, то ситуация выглядит и вовсе печально.

Что с того?

Тот факт, что санкции против России изрядно тряхнули Европу, не имеет смысла лишний раз обсуждать – это и так очевидно. Интереснее другое. Наверняка правительства стран ЕС были ознакомлены с аналитическими прогнозами относительно ужасающей дополнительной смертности в том случае, если зима окажется холодной. Иначе просто и быть не могло. И всё же в своём антирусском кураже не вняли голосу здравого смысла. Напротив, продолжали разрушительную политику, подвергая своих граждан смертельному риску. В этот раз пронесло – отделались разрушением промышленности и ростом цен.

России же, как бы цинично это ни звучало, такой расклад выгоден. Если европейцам что-то не доходит через голову – обязательно дойдёт через желудок. И доходит ведь! Только в Германии (напомним, наиболее пострадавшей от антироссийских санкций) 45 процентов граждан выступают против поставок танков Украине. Поддерживают поставки 33 процента респондентов, остальные не определились с ответом. Постепенно, затягивая потуже пояса, дозреют и жители других стран некогда благополучной Европы. Здесь тот случай, когда время работает на нас.

АЛЕКСЕЙ УЛЬЯНОВ