ФОТО: POOL PHILIP REYNAERS/GLOBALLOOKPRESS, ADRAGAN/SHUTTERSTОСK.СОOM

Царьград публикует вторую часть расследования о крахе криптобиржи FTX. Журналист Мэтью Кроуфорд представляет нам двух главных «героев» с их непомерными амбициями и сексуальными перверсиями. А за кулисами появляются другие игроки – включая главу Минфина США и даже Владимира Зеленского собственной персоной.

Часть 1. Вступление

В этой группе много игроков

Многое уже было сказано и написано о необычайно молодой группе лидеров, управляющей и криптобиржей FTX, и связанной с ней инвесткомпанией Alameda Research – что-то верно, что-то неверно, а многое просто не очень понятно. Поэтому я хотел бы продолжить и обосновать эту историю контекстом.

Знайте, что среди людей, о которых мы будем говорить, в этой сплочённой группе сверстников есть множество студентов, обучающихся по образовательным программам, которые лично я разработал и помог запустить для самой «не по годам развитой молодёжи» в мире. Главный исполнительный директор FTX Сэм Бэнкман-Фрид (далее автор для краткости называет его SBF – прим. ЦГ) до сих пор имеет профиль на сайте нашего образовательного проекта Art of Problem Solving («Искусство решения проблем»), хотя он был не самым активным членом сообщества.

История FTX на самом деле не является историей Бэнкмана-Фрида. Пул игроков намного больше, и в некоторых случаях непрозрачный. Чтобы распутать эту паутину отношений, нужно провести другое исследование, которое обнажит хотя бы базовый скелет группы. Возможно, The New York Times сможет помочь в этом процессе.

СПИКЕРЫ ОДНОГО ИЗ НАМЕЧЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ИЗДАНИЯ THE NEW YORK TIMES: СЭМ БЭНКМАН-ФРИД, ЛЭРРИ ФИНК (ВЛАДЕЛЕЦ И ДИРЕКТОР КОМПАНИИ BLACKROCK, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРОЙ ПОДРОБНО РАЗБИРАЛ ЦАРЬГРАД), МИНИСТР ФИНАНСОВ США ДЖЭНЕТ ЙЕЛЛЕН И… НЕ КТО ИНОЙ КАК ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ ВЛАДИМИР ЗЕЛЕНСКИЙ! ФОТО: СКРИНШОТ СО СТРАНИЦЫ THE NEW YORK TIMES

Полный состав этой группы почти невозможно узнать. В число персонажей, которых вы, возможно, не заметите в этом списке, входят мегамиллиардер, обладающий достаточным влиянием, чтобы держать свою жизнь полностью вне «Википедии», любопытная группа исследователей из Массачусетского технологического института, а также некоторые знакомые лица времён пандемии, которых вы, возможно, не ожидали увидеть здесь, в рассказе о крупнейшей в истории криптовалютной катастрофе. И, конечно, Джеффри Эпштейн.

Отцы и дети Бэнкманы

Оказывается, что о Сэме Бэнкмане-Фриде невозможно говорить без упоминания его родителей, профессоров права Стэнфордского университета Барбары Фрид и Джозефа Бэнкмана. Помимо прочего, Джозеф и Барбара известны как специалисты по соблюдению нормативных требований, занимающиеся налоговой теорией. Чрезвычайно интересно: пока отец выискивал для правительства возможные схемы ухода от налогов и способы их перекрытия, его сын стал крупнейшим игроком на новом криптовалютном рынке, практически непрозрачном для налогового ведомства!

Если что-то из этого звучит как резкий упрёк в отношении родителей среди элиты американского мандаринского класса (автор иронично сравнивает элиту США со сложной сословной структурой средневекового Китая – прим. ЦГ), то поверьте, что для публикации я ещё и смягчил его на несколько ступеней. Да, среди семей моих многочисленных клиентов таких было предостаточно. 90% головных болей исходили всего от 2% родителей.

Садист, гедонист, хулиган

Но вернёмся к самому Бэнкману-Фриду. То, что я узнал из разговоров с людьми, которые были поверхностно или близко знакомы с SBF (никто из них не хочет раскрывать свои имена), заключается в том, что он избалованный садист, гедонист, безжалостно нечестный хулиган-подросток. Но если вам нужны неоспоримые факты, то он был студентом, окончившим Массачусетский технологический институт со степенью бакалавра физики в 2014 году. После этого он пошёл работать в один из известных инвестиционных «количественных» (то есть использующих математику вместо человеческого анализа) фондов, Jane Street Capital, где ранее стажировался. После трёх лет, во время которых, как я слышал, торговля была умеренно успешной, SBF покинул «Джейн-стрит» и вернулся в район залива Сан-Франциско.

В Калифорнии SBF присоединился к Центру эффективного альтруизма. Если вы незнакомы с этим Центром и его философией, вы можете не сразу понять, что это всего лишь ещё один культ гиков, молодых интеллектуалов с задержкой в социальном развитии, которые жаждут вернуться к разговорам в спальне общежития, где хорошо испечённый, социально приемлемый набор символов добродетели удобно скрывает их полный нарциссизм. И, как и большинство культов, он ищет то, к чему стремится его целевая аудитория, одновременно упрощая суть: «Эй, беспомощный белый мальчик, это путь к общению с красивыми женщинами!»

Ботаники из залива и их женщины

Поскольку эти мужчины находят убежище и утешение на подпольных онлайн-форумах, их способность выражать свои проблемы ничем не ограничена. Отчаянный крик о помощи превращается в голод и желание большего. Многие заходят так далеко, что забывают о том, что могут причинить вред.

Врождённое желание завоевать кого-то, получить его в качестве приза распространилось на большое подпольное сообщество, которое широко представлено в интернете. Это не только связало между собой многих неуверенных в себе и сбитых с толку мужчин по всему миру, но и подняло много этических проблем по поводу обращения мужчин с женщинами на свиданиях.

Я пока не знаю, правильно ли я раскрашиваю портрет SBF. В конце концов, я думаю, что он распознал в «эффективном альтруизме» психологический инструмент, пригодный для эпохи Пробуждения: псевдофилософия, которая освобождает властолюбивых от необходимости иметь способность или интерес к установлению связи с человеческим сообществом. Все, что вам нужно сказать и сделать, это искусно сформулировать утопию Пробуждения в качестве основного набора ценностей (и пообещать раздать деньги) – и никто не должен беспокоить вас, что бы вы дальше ни делали.

SBF быстро уволился со своей работы в Центре осознанного альтруизма и в конце 2017 года основал собственную, ориентированную на криптовалюту фирму по количественному трейдингу Alameda Research. После успеха с одной крутой сделкой сумасшедшие богатые люди вышли из-за кулис, чтобы осыпать его миллиардами долларов и славой, но мы вернёмся к этой части истории позже.

Демон в обличье гениального «синего чулка»

Вторым центральным игроком в этой истории является Кэролайн Эллисон, ещё одна бывшая сотрудница «Джейн-стрит», которую SBF привлёк для помощи в управлении «Аламедой». Главный исполнительный директор Alameda Research мисс Эллисон – бывшая девушка Бэнкмана-Фрида, хотя трудно найти их совместную фотографию.

Кэролайн – ещё один ребёнок с широкими интеллектуальными возможностями. Её отец Гленн Эллисон – профессор экономики и заведующий кафедрой в Массачусетском технологическом институте, который считается лучшей школой экономики в мире. За годы работы педагогом я помогал организаторам некоторых мероприятий, в которых она участвовала, поэтому я знаю о её исключительных математических способностях. Чего я не понимаю, так это того, как она оказалась среди коррумпированной клики влиятельных игроков. Forbes пишет:

До того как она оказалась в центре самого масштабного краха криптографии, Кэролайн Эллисон была звёздной ученицей. Она была фанаткой «Гарри Поттера». Она была вожатой лагеря. Она была сценаристом ролевых игр в прямом эфире. Рут Эккерман, профессор математики, обучавшая Эллисон в Стэнфорде 10 лет назад, назвала свою бывшую ученицу «умной, целеустремлённой, очень математической». Ей трудно смириться с тем, что Эллисон оказалась замешанной в одном из крупнейших предполагаемых мошенничеств за последнее десятилетие.

Впервые я услышала о нынешнем скандале, когда люди начали связываться со мной в LinkedIn, предлагая мне отозвать своё одобрение её профессиональных навыков,

– сказала Эккерман Forbes.

Китайский гарем с метом и власть над миром

Некоторые уже пишут об оргиях и наркотиках в кругу FTX. Мы могли бы пропустить исследования сексуальной жизни каждого, но для целей этой истории публичные комментарии Кэролайн действительно ценны. От неё мы узнаём, что пентхаус FTX на Багамах был полиамурным сообществом, где она уверовала в модель «императорского китайского гарема»:

Никакой этой неиерархической ерунды. У каждого должен быть рейтинг своих партнёров, люди должны знать, где они находятся в рейтинге, и должна быть жестокая борьба за власть, за более высокие ранги.

В своём списке симпатий Эллисон («я не столько гедонистка, сколько мазохистка») утверждает, что предпочитает мужчин с «достаточной силой, чтобы одолеть вас». Ей также нравятся мужчины, которые – внимание! — «контролируют большинство крупных правительств мира».

А ещё ей нравится метамфетамин – в 2020 году она выступала за регулярное употребление этого наркотика.

Является ли Кэролайн Эллисон полностью зрелым генеральным директором многомиллиардного инвестиционного фонда, который, возможно, стоит в центре аферы крипто-Понци – или сексуализированной двенадцатилетней дочерью одного из самых влиятельных университетских профессоров в мире? Это напоминает «Потерянных мальчиков» Питера Пэна, среди которых была маленькая девочка, несколько гетеросексуализирующая приключение. Что могло привести к такой задержке развития в одном векторном измерении? Является ли это частным случаем взросления в сильно амортизированном пузыре? Или что-то другое?

Я оставлю вас подумать над этим, а пока продолжим.

Отступление о бизнесе

Во всем этом есть много такого, что на первый взгляд выглядит мультяшным. Фраза «контролировать большинство крупных правительств мира» звучит как преувеличение, пока вы не расширите круг игроков в этой истории. Но сперва – немного о работе.

Финансовый аналитик Женевьева Рок-Дектер прочитала 30-страничный судебный иск о банкротстве FTX и изумилась тому, насколько плох был внутренний контроль FTX. Вот её личный топ странностей:

  1. Сотрудники отправляли документы о возмещении расходов через чат. Случайный менеджер принимал или отклонял эти возмещения с помощью смайликов.
  2. Кредиты связанных сторон: Alameda Research (хедж-фонд FTX) предоставил Сэму Бэнкману-Фриду личный кредит в размере 1 миллиарда долларов. Они также предоставили директору по проектированию Нишаду Сингху 543 миллиона долларов.
  3. Велось очень мало записей. Большинство решений принималось в чате, сообщения автоматически удалялись через определённое время.
  4. Компания FTX, стоимость которой оценивается в 32 миллиарда долларов, никогда не проводила заседаний совета директоров. Как и большинство её дочерних компаний.
  5. У FTX не было системы управления денежными средствами. Менеджмент понятия не имел, сколько наличных денег было доступно в любой момент времени, и даже не знал, где все их наличные деньги.
  6. FTX не вела надлежащий учёт сотрудников. Сотрудники и подрядчики смешались в разных компаниях без надлежащей документации о том, как они проводили своё время. Некоторых сотрудников вообще не удалось обнаружить – возможно, они были мифическими, но зарплаты свои получали.
  7. На средства предприятий была приобретена недвижимость для личного пользования – например, на Багамах. Ряд руководителей оказались собственниками домов, купленных на средства компании.
  8. Криптовалюта, депонированная клиентами, даже не отражалась на балансе. Предположительно, все криптоактивы просто перешли в один центральный фонд, используемый для чего угодно.
  9. В документах чётко указано, что Сэм Бэнкман-Фрид не говорит от имени компании, но в то же время его беспорядочные и вводящие в заблуждение публичные заявления не следует игнорировать.

Всё это кажется слишком неряшливым для группы молодых людей с гениальным коэффициентом интеллекта, за которыми, вероятно, стоит солидный штат юристов. Объясняется это кое-чем другим. Мы вернёмся к этому.

От редакции: В третьей части своего расследования Мэтью Кроуфорд расширяет список фигурантов аферы, добавляя в него несколько невыразимо колоритных персонажей. Оставайтесь с нами!

Оригинальный текст опубликован на интернет-ресурсе Rounding the Earth: A Grand Unified Theory of the FTX Disaster

РЕДАКЦИЯ ЦАРЬГРАДА