Снова и снова вспоминается фраза из классика «Иногда прочитаешь заметку в газете и дивишься ей до невероятия». Правда, классик имел в виду советские газеты. Но газеты американские, т. е. издаваемые не при тоталитаризме, а при свободе и демократии, способны вызывать не меньшее удивление

Фото: © AFP 2022 / Saul Loeb

Газета The Wall Street Journal рассказывает о публичной лекции заместителя директора Центрального разведывательного управления США Дэвида Марлоу, прочтенной им в аналитическом центре при Университете Джорджа Мейсона (Виргиния). Замдиректора сообщил, что его контора «Открыта к сотрудничеству и ищет по всему миру россиян, которые недовольны спецоперацией на Украине». Время для поиска теперь благоприятное, поскольку президент Путин допустил грубую ошибку, начав кампанию на Украине, и тем самым открыл для западных разведок новые возможности для вербовочной работы среди антивоенно настроенных русских.

По словам Марлоу, в первую очередь ЦРУ интересуют «военные, представители исполнительной власти, олигархи», что естественно. Любую спецслужбу всегда интересует крупная рыба. Но, впрочем, невод будет раскинут широко — ведь ЦРУ предполагает искать потенциальных агентов-россиян «по всему миру». Хотя во многих странах, возможно, недовольные украинской кампанией русские эмигранты имеются, но чтобы они были при этом генералами или олигархами — с этим уже сложнее.

Сразу отметим, что рассказ о цэрэушном лекторе опубликован отнюдь не на мутном интернет-ресурсе. В каком-нибудь «Инсайдере» еще и не то могут написать. Но The Wall Street Journal претендует на солидность. Да и сам сюжет посвящен не злодеяниям Кремля — тут, понятное дело, за вранье никто с вас не спросит, никто не осудит, — а рассказам о планах нашего (с точки зрения газеты) героя-разведчика. Да и полностью придумать содержание выступления важного цэрэушного чина в американском университете все же трудно — ведь проверяется на раз.

Да и в принципе готовность спецслужбы — причем любой — заниматься вербовкой агентуры есть вещь, сама собой разумеющаяся. Все и так знают, что ЦРУ — не институт благородных девиц, стоящие перед ним задачи более разнообразны. В одном из романов Юлиана Семенова Штирлиц, получая сведения о том, как шустрит в Берлине то ли уругвайская, то ли парагвайская спецслужба, брюзгливо рассуждает: «Зуд в простате, а не разведка. И туда же». Тогда как ЦРУ все же вряд ли заслуживает такой уж совсем пренебрежительной оценки.

Тем более что в 2022 году случились целые две волны эмиграции — после 24 февраля, когда было объявлено о начале СВО, и после 21 сентября, когда была провозглашена частичная мобилизация. Оценки числа побежавших сильно разнятся: от 150 до 800 тысяч в первую волну и от 250 до 400 тысяч во вторую. Но в любом случае число съехавших достаточно велико. Их бытовое неустройство на новом ПМЖ, а равно и общая неприспособленность к жизни на чужбине — в основном это был эфемерный креативный класс, и так-то не больно нужный, а при экономическом кризисе не нужный вдвойне, — создают самые благоприятные условия для работы спецслужб с ними. «Жрать захочешь — не так раскорячишься».

Конечно, другой вопрос, представляют ли они большую ценность для ЦРУ. Тут есть большие сомнения. Что же до оставшихся в России — а ведь именно они наиболее интересны для людей из Лэнгли, — то хоть генералы, министры и олигархи, хоть низовые креаклы в большинстве своем понимают, что антивоенные настроения антивоенными настроениями, но:

«Хоть я не трус, но также не дурак

И в петлю лезть не соглашуся даром».

А работа на неприятельскую разведку («We’re open for business», — объявил замдиректора ЦРУ) в фактически воюющей стране может влечь за собой довольно неприятные последствия. Вряд ли российская контрразведка вообще бездействует и отсутствует как класс.

Но тем и странно поведение замдиректора ЦРУ Марлоу, который прямо через газету призывает россиян лезть в петлю. «Набираем в шпионы по объявлению». Прежде считалось, что в учреждениях такого рода работают люди циничные, однако при этом неглупые, помнящие правило «Есть вещи, которые делают, но о которых не говорят». Потому что искренний ответработник шпионского ведомства — это совершеннейшие сапоги всмятку.

Максим Соколов, РИА