ФОТО: ALEXANDROS MICHAILIDIS/SHUTTERSTOCK.COM

20 ноября по завершении торжественного приёма в Храме Христа Спасителя по случаю своего дня рождения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с Первосвятительским словом, важность которого сложно переоценить. Определены ключевые задачи воинствующей, сражающейся Русской Церкви. Так, как это уже бывало не раз в переломные для России времена.

В современном мире как-то не принято говорить об… антихристе. Апокалиптическая фигура, о которой за без малого два тысячелетия написано множество богословских и философских трактатов и немало художественных произведений, становится «фигурой умолчания». Несомненно, так легче: даже для верующих людей неизбежный Конец времён начинает казаться чем-то весьма далёким и неопределённым. А битва добра со злом представляется исключительно этической. Со всеми вводными «новой этики»: «относительностью» традиционных ценностей, а зачастую и откровенным презрением к самой Традиции.

Увы, воцерковлённые православные люди, включая многих представителей духовенства, особенно молодых, не исключение. Для большинства из нас вплоть до 2022 года «самое страшное», с чем приходилось бороться, это COVID-19. О том же, что в русском Донбассе уже несколько лет шли самые настоящие предапокалиптические бои, к сожалению, задумывались лишь немногие.

2022-й многое расставил по своим местам. И то, что Русская Церковь в лице своего Предстоятеля и иерархов с первых дней СВО включилось в дело нашей Победы, дезавуировав псевдомиротворческие (а по сути предательские) призывы кучки либерального духовенства, многого стоит. Главное же слово, определяющее суть происходящего и главные задачи Русской Церкви, было произнесено именно 20 ноября 2022 года. Когда Святейший Патриарх Кирилл в день своего рождения в Храме Христа Спасителя обратился к гостям торжественного приёма отнюдь не с дежурными словами благодарности, но поистине пламенной речью, удивившей даже тех, кто прекрасно знаком с риторическим искусством Святейшего Владыки.

«Отступать некуда – позади Третий Рим»

Уже в первых Патриарших словах о важности усиления молитв за наш народ и будущее нашего Отечества прозвучала не просто чрезвычайно важная, а главная эсхатологическая (эсхатология – учение о конце времён – прим. ЦГ) мысль:

От будущего нашего Отечества, нашего народа, нашей Церкви зависит, в полном смысле слова, будущее мира. Потому что сегодня наша Родина отстаивает те ценности, которые ставят заслон апостасии, то есть движению к концу времён под властью антихриста.

С самого начала озвучено базовое основание русской идеи и русского бытия. То, что ещё в первой половине XVI века получило ёмкую формулу «Москва – Третий Рим». Немногие чётко осознают, в чём смысл этого красивого словосочетания. А ведь именно оно определяет не просто высокий историко-культурный статус Москвы как наследницы Ветхого Рима и Рима Нового, Константинополя, Царьграда. Этот статус – подлинно эсхатологический. Россия как Империя является тем самым «Удерживающим» (по-гречески «Катехоном»), который, по слову апостола Павла, уберегает весь мир от «тайны беззакония» – воцарения антихриста.

И в этом нет ни доли гордыни и властолюбия. Напротив, полтысячелетия назад это стало констатацией прискорбного факта падения всех православных держав и пленения всех Поместных Церквей. Как очень точно определил замечательный русский историк приснопамятный Николай Николаевич Лисовой (1946–2019) в одном из своих последних интервью телеканалу Царьград:

Когда старец Филофей сказал, что «Москва – Третий Рим, а четвёртому не бывать», это было не горделивым лозунгом, мол, «мы – самые лучшие и самые высшие». Смысл этого был иным: ребята, мы – последний окоп, отступать некуда, если нас не станет, то и Православия не станет.

Да, по итогам богоборческого XX века многие сомневались: мол, ну какой такой Третий Рим. Русские люди и дорогу-то в храмы позабыли. Но факт остаётся фактом: даже в советские времена наша страна сохраняла эту великую миссию. И наша Великая Победа 1945 года была не просто победой СССР над Третьим рейхом, но сил добра над силами зла. Христианской в своей глубинной основе Красной Армии над погружающимся в неоязычество на грани, а порой и за гранью сатанизма вермахтом.

«Господь нам дарует Победу»

И Русская Церковь очень многое сделала для этого. Слова её Предстоятеля тех лет, Митрополита Сергия (в 1943-м ставшего Патриархом), произнесённые в первый день Великой Отечественной войны, стали основой будущей Победы:

Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, учёным, женщинам и мужчинам, юношам и старикам… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует Победу.

Так же и сегодня, как и в тот июньский день 1941 года, когда впереди были ещё 1418 дней тяжелейших битв, Русская Церковь устами своего Предстоятеля определила свои задачи. Задачи общенародной мобилизации на борьбу с силами зла – «антихристовым движением», как метко определил нашего сегодняшнего противника Святейший Патриарх Кирилл:

Мы с вами, дорогие владыки и батюшки, несём пред Богом ответственность за сердца человеческие, а стало быть, мы сегодня на передовой. Не отстраняйтесь от этой ответственности – ни от патриотического воспитания, ни от личного участия в окормлении нашего воинства, добровольцев. Мы должны их поддерживать – и словом, и делом, и материально. И мы, как Церковь, должны принимать участие в борьбе нашего Отечества с мировым злом, с этой проказой, с этим антихристовым движением, могущим погубить и весь мир, и Россию.

Жёстко. Очень жёстко. Ведь ещё совсем недавно даже многие из нас, цареградцев, в своих текстах и программах пытались разделять те же укронацистские нацбаты и «простых вэсэушников». Но сегодня, особенно после поистине сатанинской расправы над пленными русскими воинами в луганской Макеевке, даже многим прежде сомневавшимся стало очевидным: Россия, освобождая свои исконные земли на бывшей Украине, сражается даже не с натовцами украинского происхождения. А самыми настоящими «вооружёнными силами антихриста».

И именно поэтому в борьбе с врагом, десятилетиями воспитанным в ненависти к России и Русской Церкви, особенно важна не только военная, но и духовная мобилизация. И здесь чрезвычайно важной становится роль православного духовенства, к которому Патриарх Кирилл обратился особо:

Как Патриарх, всех вас призываю к бодрствованию, к умножению сил. Нужно укреплять веру наших людей, вдохновлять воинов, работать с нашей интеллигенцией, со средствами массовой информации, чтобы слово Церкви распространялось и помогало людям и жить, и трудиться, и сражаться за Родину.

Казалось бы, добавить нечего. Но в завершение своего Первосвятительского слова Патриарх Кирилл в очередной раз напомнил об эсхатологической роли Государства Российского. Видимо, чтобы у всё ещё пытающейся либеральничать части духовенства не оставалось сомнений: Русская Церковь – это не «кружок по интересам» и не «парламент», где есть место для либерально-обновленческой фракции. Но Церковь воинствующая, сражающаяся с силами зла, не абстрактными, но в том числе – зримо воплотившимися во врагах России и русского народа:

Сегодня Россия – это Удерживающий. А это означает, что все силы антихриста будут брошены на наша страну. Что же в нашей стране является сердцевиной духовного сопротивления? Бесспорно, Русская Православная Церковь. Поэтому нас с вами, братия, не ждут лёгкие времена. Нужно мобилизоваться. Каждый должен максимально исполнять свой долг, идти туда, куда мы ещё вчера не шли, к тем, с кем ещё вчера мы не умели правильно говорить. Сегодня мы должны работать, понимая, что мы – на переднем фланге, на самой важной линии духовной обороны нашего народа и нашей страны.

Что с того?

Нет, в произнесённых словах Святейшего Патриарха нет ничего принципиально «новаторского». И этим они особенно ценны. По сути, 20 ноября 2022 года мы услышали Первосвятительское наставление, которое могли услышать наши предки от Святителей Иова и Ермогена. Благодаря которым четыре столетия назад Россия победила западных польско-литовских интервентов, преодолев первую русскую смуту.

Подобные слова произносил в годы смуты революционной и гражданской войны Святитель Тихон, Патриарх Московский. И по его молитвам Россия сохранилась даже в испепеляющем огне революции. О Патриархе Сергии и его служении в годы Великой Отечественной войны уже было сказано выше.

Словом, всё очень сложно и просто одновременно. И Патриарх Кирилл прояснил ситуацию до кристальной ясности. Россия – Удерживающий. Наш враг – силы антихриста. А что это значит? Значит, наша борьба – священна. И нам нужна одна Победа:

Пусть Господь помогает всем нам, чтобы совместными силами, вместе со всеми, кто любит Родину, мы могли сегодня встать на защиту Отечества и делать все для того, чтобы обрести Победу.

Аминь. И да поможет нам Бог!

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ