ФОТО: ANDRII YALANSKYI/SHUTTERSTOCK.COM

Жить в России всегда было нелегко и интересно, но в последние годы – особенно. Согласно прогнозам, с 2014 до 2022 года экономика России должна была рухнуть примерно десять раз, а с февраля 2022-го – семнадцать. Но предсказания окончательного краха не прекращаются. Вот, например, ещё одна грамотная интеллигентная попытка…

Один из моих любимых жанров в журналистике – чтение коллег вслух и с комментариями. Зная направление издания, а зачастую и автора (лично либо «творческий портрет»), часто можно угадать, откуда растут уши у того или иного утверждения, привлечения того или иного эксперта, выбора тех или иных фактов. Так вот, сегодня у нас на рассмотрении интересный «аларм» от Инны Деготьковой и Анны Гальчевой из РБК – риски для бюджета, рост нагрузки на бизнес.

Все читатели, интересующиеся экономикой, наверняка обратили внимание, что в последние два с половиной года, в результате смены правительства, налоговая (сюда же – взносы, сборы, акцизы) нагрузка на бизнес после долгих лет роста начала уменьшаться. В первую очередь это касается малого и среднего бизнеса, которому срезали страховые взносы, а IT-сфера и вовсе в полном налоговом шоколаде сейчас. Кроме того, существует огромное количество льготных налоговых режимов, особых экономических зон и прочих возможностей так или иначе сократить выплаты в бюджет.

Разумеется, чтобы оформить всё это, надо пройти через несколько кругов налогового ада, но без головоломной бюрократии мы Россию, наверное, не смогли бы узнать. По крайней мере власть клерков на местах, «конфетниц», в разы уменьшилась по сравнению с советскими временами – и на том спасибо.

И тут из серьёзного заголовка в серьёзном издании мы узнаём, что на самом деле нагрузка на бизнес растёт. Давайте разбираться.

Защитим нефтяников

В 2023 году сильно снизятся доходы от продажи нефти, газа и других форм углеводородов – это, как говорил Остап, медицинский факт. Отложенный эффект санкций – старые договоры ещё исполняются, но новые-то не заключаются. Могло быть и хуже – единовременный разрыв контрактов, чтобы глупая поговорка «отморозить уши назло бабушке» обрела реальное воплощение. Но что есть, с тем и живём.

А поскольку нефтяную иглу никто не отменял, это не выдумка иноагентов и экстремистов, а, опять же, медицинский факт, обременённый военными расходами бюджет стремится компенсировать сокращение дозы. С 2023 года начнут действовать следующие меры (не только они, но эти – главные):

  • Повышение ставки экспортной пошлины на природный газ: размер пошлины составит 30% при цене газа ниже $300 за 1 тыс. куб. м и 50% при цене выше, что должно дать 462 млрд руб. дополнительно только в 2023 году.
  • Повышение акциза на природный газ – это предусмотрено международными экологическими договорами, но пока не сформулировано в постановлениях и законах. Счётная палата в Заключении на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» видит здесь ресурс в 118 млрд руб. для бюджета, а мы – риск опережающего роста цен на газ для потребителей.
  • Рост ставки по налогу на прибыль от экспортёров сжиженного природного газа – с нынешних 20% до 32%. При этом все дополнительные сборы (150 млрд руб.) пойдут в федеральный бюджет, регионы так и будут получать свои 17%.
  • Рост экспортной пошлины на уголь и удобрения, в бюджете они почему-то идут комплектом – и обещают дать 136 млрд руб.

Но если где-то что-то прибудет, то в другом месте непременно убавится. Деньги, поступившие в бюджет, не пойдут на инвестиции, рост зарплат, благотворительность и прочие душеспасительные цели. Об этом и твердит Российский союз промышленников и предпринимателей: подорожает топливо, промышленность начнёт умирать – в общем, пойдём по европейскому пути.

Но простите, когда у нас реальные внутренние цены на энергоносители коррелировали с международными котировками и налоговой нагрузкой? Здесь есть частные компании, есть конкуренция, но нет рынка. При крайне дешёвой рабочей силе и относительной дешевизне добычи практически любая розничная цена даёт прибыль и производителю, и присосавшимся к нему организациям.

Цены на промышленное топливо, как и на бензин, будут такими, какие назначат Новак, Мишустин и Путин.

Вам таки нужны дивиденды?

Ещё одна претензия – «изъятие дополнительных доходов через повышение НДПИ и экспортной пошлины на газ ставит под вопрос выплаты дивидендов в 2023 году». В той части дивидендов, которые выплачиваются государству как сособственнику ряда крупнейших компаний отрасли, безусловно, необходимо найти грамотный баланс между налоговой нагрузкой и дивидендными поступлениями – и налоги, как правило, приносят больше. Но простите, заметная часть наших публичных акционерных обществ контролируется западными фондами – почему же эксперты РАНХиГС и Института Гайдара так переживают, что те могут не получить дивиденды?

Сладкая угроза

Следующий удар по бизнесу – акцизы на сахаросодержащие напитки, введение которых обсуждается уже несколько лет. 35 млрд руб. от этого акциза уже учтены в бюджете, хотя Госдума ещё не приняла соответствующий закон – более того, судя по всему, сперва примут бюджет, а потом уже «налог на газировку». Тут в очередной раз встаёт вопрос целесообразности содержания Госдумы, если все её решения абсолютно предсказуемы.

Согласимся, что на здоровье детей этот налог не отразится никак – только на карманах их родителей. Вот доказательства.

  • В штатах Западная Вирджиния и Арканзас (другие штаты не стали повторять их опыт) люди перешли на более дешёвые, но не менее калорийные продукты; более того, с момента начала действия акциза число ожиревших арканзасцев резко выросло.
  • В Дании акциз отменили, потому что собственное производство загнулось, а люди стали массово закупать сладкие напитки в соседних странах. Конечно, проще из Копенгагена сгонять в Швецию, чем из Кургана в Белоруссию, но контрабанда (хорошо, «ввоз по серым схемам») белорусских, казахстанских, грузинских напитков активизируется.
  • Во Вьетнаме просто подсчитали, что налоговые потери от сокращения производства выше, чем акцизные поступления.

Так что идея выглядит действительно непроработанной, к тому же под удар попадают семьи с детьми – но, с другой стороны, как остановить эпидемию детского ожирения? Работающих рецептов нет. А здоровое поколение нам нужно как никогда.

А вот в чём приходится согласиться с людьми из скандальной РАНХиГС, так это в том, что постепенно вслед за газировкой под акциз пойдёт остальная сахаросодержащая продукция – «удачный опыт», под которым у нас понимается исключительно рост бюджетных доходов, в России склонны масштабировать. В результате мы получим «акциз на бедных», поскольку заменители сахара относительно дороги.

Но это уже проблема не 2023 года, а общего подхода к гражданам как «новой нефти«, источнику дохода для бюджета.

Что это было?!

Кстати, о гражданах и доходах. Далее уважаемые эксперты переживают относительно планов увеличить в ближайшие годы сбор двух новых налогов – на доходы с банковских вкладов (со сбережений более 1 млн руб.) и 15%-го НДФЛ на доходы свыше 5 млн руб. в год.

В Институте экономики РАН дали совершенно чудесное заключение: это может «повысить уровень недовольства населения и степень имущественного расслоения общества».

Дамы и господа, у многих из вас есть на депозите хотя бы жалкий миллион? В феврале 2022 года на гражданина приходилось 249 тыс. руб. депозитов, сейчас явно меньше – после начала спецоперации и особенно частичной мобилизации граждане потянулись за наличными. А без Москвы с Петербургом и Сахалина с Магаданом средняя сумма сразу упадёт ниже 200 тысяч.

Вот невольно согласишься с пламенным Делягиным, который обозвал Академию наук «симулякром склада древностей«. Когда экономисты говорят, что рост налогов на богатых может повысить уровень недовольства населения, хочется спросить, в какой стране они вообще живут. Точно не в той, где работает Царьград. Как такие налоги повысят расслоение общества – тоже совершенно непонятно, скорее уж сгладят негативный эффект от акциза на газировку.

Что с того?

Нас пугают, а нам не очень страшно. Дабы создать эффект «всё пропало», в одну кучу грузят объективные и надуманные проблемы, разумные и идиотские комментарии. Но давайте всё-таки придём к раздельному сбору мусора, чтобы чётко видеть свои сильные и слабые стороны.

При некотором повышении небольшого числа сборов, повторимся, сохраняется огромное, нигде не виданное количество льгот и иных форм помощи для бизнеса. Да, получить трудно. Но не невозможно. Вычеты для физических лиц тоже никто не отменял.

Да, Россия вступила в «горячую» фазу экономической войны неподготовленной. Этого отрицать нельзя.

Главное – очень слабое, медленное импортозамещение. Даже производство военной продукции оказалось частично зависимым от импорта, остальное же – критически зависимым.

Нет достаточного количества долгосрочных соглашений об экспорте углеводородов по твёрдым или привязанным к биржевому курсу ценам, как результат – гигантские скидки южным партнёрам и грядущий спад экспорта, с которого мы и начали статью.

Не решена проблема теневой экономики, более того, с притоком мигрантов «тень» растёт. Практически не платящие налогов «чёрные» торговые точки и мелкие предприятия экономически вытесняют законопослушных русских конкурентов, что сказывается на пополнении бюджета вполне отрицательным образом.

Как следствие, доходы бюджета очень нестабильны, поскольку зависят от большого количества переменных. Цены на энергоносители скачут, предприятия закрываются и открываются сотнями тысяч, поэтому каждый год Минфин с учётом новых реалий натягивает сову на глобус. А реалии эти, к сожалению, доказывают, что никто не оплатит нашу жизнь, кроме нас самих.

Главное, чтобы налоги шли на благие и правые дела.

МИХАИЛ МЕЛЬНИКОВ