ФОТО: GRISDEE/SHUTTERSTOCK.COM

В России вновь вернули льготную ипотеку, строители готовы за государственный счёт построить чуть ли не миллиард новых квадратных метров, а в ЖКХ, где износ сетей достиг 40%, будут направлены сотни миллиардов из средств налогоплательщиков. Что это – новый распил или реальная модернизация?

Уже к концу текущего – началу следующего года в России необходимо начать активную реализацию комплексной программы модернизации ЖКХ. Первоначально программа может быть рассчитана на пять лет, заявил президент России Владимир Путин в ходе заседания президиума Госсовета, посвящённого теме ЖКХ и развития строительного комплекса:

Сложной остаётся ситуация модернизации ЖКХ. Общий износ сетей свыше 40 процентов. Мы не добьёмся реальных изменений в качестве услуг ЖКХ до тех пор, пока всё это хозяйство висит на старой, обветшавшей инфраструктуре. Можно, что называется, по-разному расставлять стулья, принимать разные решения, но если, грубо говоря, трубы гнилые, ничего принципиально не изменится.

Глава государства подчеркнул, что ключом к решению системных проблем ЖКХ является масштабное обновление сетей и другой инфраструктуры. В результате это позволит обеспечить предсказуемость, прозрачность и понятность тарифов для граждан.

Президент отметил, что в рамках программы нужно привлечь серьёзные инвестиции. Что касается стройматериалов, в стране производится все необходимое для замены сетей. Более того, новый проект позволит загрузить строительную отрасль и создать новые рабочие места.

В свою очередь вице-премьер России Марат Хуснуллин заявил, что объём потребности строительного комплекса России в строительных материалах на ближайшие семь лет оценивается в 80 триллионов рублей.

Реализация таких масштабных планов невозможна без развития промышленности стройматериалов, общая потребность в промышленности стройматериалов составляет порядка 80 триллионов на семь лет. Поэтому для строительной отрасли стратегически важно развивать эту промышленность, в том числе производство машин и механизмов. Основная цель – обеспечить производство в объёме, удовлетворяющем потребности внутреннего рынка, сбалансировать его размещение между регионами с учётом окупаемости и экономической эффективности. Обеспечить импортозамещение и опережающее создание конкурентных технологий и товаров. Мы видим, что в результате мы можем получить полноценную программу.

По словам премьера, 1 рубль инвестиций  в строительную отрасль даст порядка 1 рубля 47 копеек добавленной стоимости в экономике. Из которых 39 копеек – это налоги и иные поступления в бюджет. То есть программа самоокупаемая. «Чем больше мы вкладываем, чем больше стимулируем, тем больше получаем», – заключил Хуснуллин.

Это очень серьёзные цифры: 100-процентная окупаемость и почти 50-процентная прибыль. В какой отрасли можно такое ещё увидеть? Однако, согласно новым данным по Москве и Петербургу, площади возводимого жилья сокращаются. То есть однокомнатные и двухкомнатные квартиры расходятся, порой они даже не выставляются на продажу.

Чиновники перестроятся – иначе просто невозможно

При этом «двушки», которые ещё до недавнего времени могли достигать 70-80 квадратных метров, резко уменьшаются до 50-60 квадратных метров. Уменьшается и площадь 3–4-комнатных квартир, которые девелоперы относят уже к бизнес-классу. Но реализовать их с каждым годом становится всё труднее. Это, конечно, плохой знак.

Эту ситуацию в программе «Царьград. Главное» обозреватель Юрий Пронько обсудил с одним из лучших специалистов строительной отрасли, руководителем депутатского объединения «Моя Москва», депутатом Московской городской думы Еленой Николаевой.

Юрий Пронько: Если послушать Путина, это одна история. О чём говорит президент? О прозрачных схемах. Первое, то есть я прекрасно понимаю, что деньги будут выделены ошеломляющие. И справедливо глава государства говорит про прозрачные схемы. Я тут же говорю: не будет, не верю я, что они сейчас, все, кто сидел на этих темах, прямо сейчас перестроятся. Как вы думаете – перестроятся?

Елена Николаева: Я, конечно, оптимистка по жизни, и мне бы хотелось, чтобы это произошло, потому что в сегодняшних обстоятельствах отсутствие правильно поставленных задач означает крах системы жизнеобеспечения. Это, знаете ли, похлеще будет, чем многие другие вызовы, о которых можно говорить. Поэтому не перестроиться в данном случае просто невозможно.

– То есть в коммуналке реально критическая ситуация?

– Сейчас я объясню, о чём я говорю. Реальное состояние системы ЖКХ мы неоднократно обсуждали в наших с вами дискуссиях. Мы говорили о том, что по отдельным позициям износ сетей доходит до 96%, а в среднем износ 58%. При этом в Сибири, на Дальнем Востоке, на Северном Кавказе ситуация просто драматическая. И особенно это касается водоснабжения, канализирования воды, есть проблемы и с теплоснабжением.

– Отсюда массовые проблемы в Дагестане?

– Да, это причина массовых отравлений. Потому что состояние систем таково. Ведь какую бы чистую воду вы ни подавали на входе, она на выходе может оказаться весьма своеобразной.

У нас есть накопленный недоремонт, поскольку базовый ремонт и замена сетей должны происходить ежегодно в объёме не менее 5%, а у нас в лучшем случае только 2%. И этот недоремонт привёл к такой ситуации.

Конечно, это не касается крупных городов. В Москве, в Санкт-Петербурге, несмотря на определённые сложности, состояние сетей немного лучше, потому что об этом позаботились в ходе масштабного жилищного строительства, когда эти сети обновлялись.

Но в малых городах это совсем не так. И те недовложения, та необходимая системная модернизация, о которой говорил президенту Хуснуллин, перезрела, это надо было начинать значительно раньше. Но слава Богу, что мы начинаем это сейчас. И действительно, это потребует огромных средств. Причём как со стороны государства, о чём сказал президент, так и со стороны тех инвестиций, которые должны прийти вслед за инвестициями государства.

И вот здесь принципиальная разница, то есть это не просто государство вкладывает деньги и они осваиваются. Когда инвестор вложил не меньше, чем государство, это означает, что он и следить будет на всех этапах внедрения модернизационных процедур очень внимательно, как за своё.  Значит, разворовывать не дадут. И это принципиальный момент.

Надо сказать, что идеология этого совместного соинвестирования заложена достаточно давно, это механизм государственно-частного партнёрства, но увы, я видела много случаев, когда эти партнёрства были «рисованные», когда процедура аренды сетей заменялась на концессионные соглашения. По сути, это были бумажные инвестиции, а фактически никаких инвестиционных вложений не было.

Работу над ошибками провели – контроль будет серьёзным

– Вы не опасаетесь, что это может повториться?

– Сейчас проведена работа над ошибками, которые привели к тому, что никаких изменений в реальном состоянии сетей не произошло. А все эти рисованные концессионные соглашения сейчас стали своего рода красной тряпкой для прокуратуры и других контрольных органов.

– Реально привлекают?

– Да, сейчас в ряде регионов проходят очень серьёзные разбирательства по этому поводу, потому что это серьёзные вещи.

Почему было принято решение уйти от банальной аренды? Потому что приходящий предприниматель, который просто тупо арендовал те или иные сети, выжимал из них максимум, не вкладывая ничего, что тоже не является эффективным управлением тем или иным имуществом.

И поэтому сегодня механизмы будут очень серьёзно контролироваться государством. Если я правильно понимаю, этим будет заниматься модернизированный фонд ЖКХ, который сейчас серьёзно реорганизовывается, его укрепляют и с точки зрения финансовых потоков, и с точки зрения количества профессионалов, которые будут заниматься отслеживанием того, что происходит в регионах. Поэтому в этом смысле я осторожный оптимист. Да и выбора иного у нас нет.

Особенность России – это её территория. Таких систем сетевого хозяйствования нет ни в одной стране мира. А есть ли у нашего промышленного комплекса возможности? Только у нас и есть.

Другой вопрос, что это было сделано всё ещё при советской власти. И мы понимаем, что ресурсы туда были вложены огромные. А сейчас необходимо проводить поэтапную замену, причём опережающую, а значит – нужно значительно увеличить эти вложения, инвестиции и так далее. Но при этом очень важно, чтобы вся эта масштабная работа в конечном итоге не легла только на потребителя.

Но у этой истории есть и другая сторона. Мы можем вложить миллиарды, а это действительно надо сделать, иначе ситуация может привести к социальным рискам: не будет отопления, воды, перестанет работать канализация. А это всё – системы жизнеобеспечения.

И тут мы видим два варианта развития событий: либо эти вложения сразу упадут на тарифы, что приведёт к их существенному росту, превышающему пороговые значения, либо будет принято решение о более спокойном возврате этих инвестиций, но тогда нужны соответствующие балансирующие финансовые механизмы со стороны государства.

ФОТО: АЛЕКСАНДР АВИЛОВ / АГН «МОСКВА»

У нас есть механизм, ограничивающий рост тарифов

– Если мы привлекаем бизнес, бизнес – это прибыль. Нравится нам это или не нравится. В бизнесе именно этим руководствуются. И это означает, что на тариф это всё ляжет, я правильно понимаю?

– Если это чисто бизнесовый проект, то по-другому быть не может. Но я напомню, что у нас с вами есть механизм, который регулирует соответствующие тарифы как предельно совокупный индекс платежа гражданина.

Преодолевается этот механизм только в том случае, если действительно доказанные масштабные инвестиции в ту или иную сферу происходят в конкретном субъекте, и если законодательный орган данного субъекта согласился на это превышение платежа.

Это риск для депутатов, которым придётся объяснить избирателям, почему тариф растёт больше, чем инфляция.

– Что это не очередной распил, а реальные инвестиции?

– Да, и вот здесь этот механизм балансирующий, который, на мой взгляд, должен сработать в части того, чтобы это не было избыточного и галопирующего поднятия тарифов. Потому что это очень привлекательно.

– То есть вы опасаетесь, что они могут скакнуть?

– Я объясню почему. Никакие инвестиции не приходят в ту сферу, где нет отдачи. И есть ряд сфер в нашей жизни, где отдача кратно выгоднее, и нужно объяснить, почему предприниматель, который рассматривает возможности инвестировать в более доходную сферу, должен пойти в сферу, где ограниченная доходность.

И вот здесь задача государства докапитализировать определённым образом соответствующую дельту, и тогда объяснимо, почему принимаются те механизмы государственно-частного партнёрства, которые сдерживают рост тарифов. А государство может себе это позволить, потому что на сегодняшний момент у нас достаточно стабильная ситуация в части бюджетного финансирования, но, естественно, под жесточайшим контролем.

Если будет принята такая стратегия, то я предполагаю, что рост соответствующих тарифов можно будет сдержать. Вместе с тем мы страна, которая генерирует эти ресурсы, мы страна, у которой колоссальный потенциал с точки зрения источников этих энергетических ресурсов. И конечно, у нас в этом смысле есть вариативность, и я абсолютно уверена в том, что проблемы Европы нас не захлестнут.

– То есть никто из высокопоставленных чиновников не выйдет и не скажет: я душ теперь в сокращённом варианте принимаю, два раза в неделю.

– Экономика, конечно, должна быть экономной. Устраивать поливы всего и вся без ограничений не стоит, как и отапливать улицу, если у нас не заделаны щели в подъезде. Нам надо быть рачительными в хорошем смысле этого слова. Но речи об ограничениях реального потребления у нас нет.

Конечно, никто не говорит о том, что наши тарифы будут такими же, как в Европе. Всё-таки мы не на рынке закупаем свои ресурсы.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА