На сегодняшний день из Украины уже выехало более 7,5 миллионов граждан, миллионы других были вынуждены переехать в другие регионы внутри страны, к таким масштабным перемещениям населения не были готовы в Европе – по оценкам ООН, количество беженцев не должно было превысить четырёх миллионов, отмечает британская газета The Guardian.

«Соседние с Украиной страны и остальная часть Европы приняли беспрецедентные меры реагирования на массовое переселение. Вот уже почти четыре месяца агентства и волонтёрские организации, оказывающие помощь мигрантам, говорят, что они меняют подход к кризису и ожидают, что он затянется ещё на месяцы, если не на годы. Поэтому представитель Международного комитета спасения Джейсон Филлипс (Jason Phillips) в Варшаве считает, что главный вопрос сегодня – сможем ли мы поддерживать людей в среднесрочной и долгосрочной перспективе»,

– говорится в статье.

Издание отмечает, что по всей Европе идут поиски доступного и свободного жилья для тех, кто не собирается возвращаться домой в ближайшее время. Так, например, Польша приняла 3,5 миллиона беженцев, но в этой стране ещё и до миграционного кризиса была острая нехватка жилья. В Германии, принявшей 725 тысяч украинских граждан, также не хватает социального жилья, несмотря на то, что там ускоренными темпами идёт строительство временных модульных зданий.

«В Мюнхене и других городах надеются решить проблему с помощью увеличения количества коек в крупных убежищах. Однако, по словам Ульрике Лессиг (Ulrike Lessig) из берлинской неправительственной организации «Будь ангелом» (Be An Angel), всё больше беженцев «хотят комнату, в которой можно закрыть дверь», поэтому она не согласна с идеей расселения украинцев в больших помещениях типа убежищ»,

– пишет The Guardian.

Чувствуется напряжение и в Молдавии, хотя эта бедная страна и приняла всего 100 тысяч беженцев. Однако это самое большое количество в пересчёте на душу населения среди европейских стран. Прибывшие граждане Украины уже сегодня составляют 5% всего молдавского населения, при том, что инфляция в Молдавии достигла 27%, подчёркивает издание. К тому же система образования этой страны просто не в состоянии обеспечить доступ к образованию всем прибывшим украинским детям. Молдавия не сможет справиться с этой проблемой, в стране и своих проблем хватает, главная из которых – топливный кризис. Поэтому в Кишинёве приняли единственно возможное решение – пусть детей из Украины обучают украинские учителя из числа беженцев. По словам Йованы Арсеньевич (Jovana Arsenijevic), представителя балканского подразделения Международного комитета спасения, это будет система неформального очного обучения и это лучше, чем оставить детей совсем без обучения.

Кроме того, отмечает автор статьи Кейт Коннолли, корреспондент Guardian в Берлине, в Евросоюзе обеспокоены тем, что беженцы из Украины хотят остаться в европейских странах как можно дольше, занимаются оформлением документов и поисками работы. Судя по всему, не похоже, что они собираются возвращаться домой как только прекратятся боевые действия у них на родине.

По данным Международного комитета спасения, число приезжих снижается, но поток не прекращается. Например, в Польшу ежедневно всё ещё прибывает около 20 тысяч человек, что составляет 600 тысяч в месяц, ситуация становится чрезвычайной.

Представитель немецкого отделения Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев Крис Мельцер (Chris Melzer) отмечает, что сегодня европейские СМИ всё меньше пишут о самоотверженной помощи волонтёров, которые взялись помогать беженцам, да и среди самих волонтёров с каждым днём ощущается нарастание усталости, признаёт он. И если в феврале количество волонтёров исчислялось миллионами, то теперь счёт идёт на тысячи.

Также Мельцер надеется, что по мере улучшения ситуации в некоторых регионах Украины беженцы захотят вернуться домой. Уже сегодня есть обнадёживающие данные ООН, согласно которым достаточно много тех, кто уезжает на Украину.

«Хотя наверняка сказать сложно. Ведь передвижение с запада на восток необязательно указывает на возвращение. Кто-то, может, поехал за документами или вернулся, после того как перевёз родственников в безопасное место. В то же время мы хотим надеяться, что украинцы всерьёз настроены вернуться обратно на родину, и мы ожидаем, что они сделают это, как только появится шанс»,

– цитирует издание Криса Мельцера.

Однако корреспондент Guardian утверждает, что практически все украинские беженцы, с которым ему приходилось общаться, говорят одно и то же: «Нужно готовиться к тому, что мы здесь надолго».

Понятно, что нужно готовиться не самим беженцам, а странам, их приютившим. Насколько хватит у этих стран внутренних ресурсов на фоне разворачивающегося экономического кризиса, вопрос риторический.

Наш комментарий: К сожалению, Guardian не пишет о том, что заставляет украинских граждан искать счастья в ЕС. Причин несколько, и они связаны не только с военными действиями на Украине. Во-первых, на родине украинцам много лет обещали евроинтеграцию и вдалбливали в сознание лозунг «Украина – це Европа», а также формировали убеждение в том, что европейцы – лучшие друзья. Поэтому множество граждан Украины поспешили в ЕС в надежде на очень щедрое гостеприимство, которое на деле продлилось весьма недолго. Теперь многие беженцы жалуются на то, что они совсем не так представляли себе европейское милосердие, ожидали большего участия. Часть из них вообще представляли себе Европу как бесплатную кормушку надолго, отсюда и попытки использовать украинский паспорт в качестве платёжного документа.

Во-вторых, мужчины и уже даже женщины призывного возраста боятся мобилизации на Украине, уже зная о том, что мобилизованных власть использует как «пушечное мясо».

В-третьих, Украина целенаправленно разрушает оставленные города и посёлки, если имеет возможность дотянуться до них артиллерией. Некоторым людям, которые бежали в Европу не по политическим мотивам, а от военных действий, просто некуда возвращаться, да и сделать это проблематично.

В-четвёртых, экономические перспективы Украины пугающие…

Поэтому чем больше ЕС накачивает Киев «летальной помощью», тем больше создаёт себе проблем с беженцами. Но, разумеется, западная пресса типа Guardian об этом не напишет…

Элла МАЙСТРЕНКО