Санкционное давление ЕС на Россию и Белоруссии к настоящему времени практически достигло своего пика. Каждый новый пакет ограничений даётся Евросоюзу с большими трудностями, не принося, по сути, никаких ожидаемых эффектов. Более того, оголтелая русофобия уже стала одной из основных причин нарастающих проблем не только на европейском континенте, но и по всему миру, а принятые в начале июня новые рестрикции в отношении Минска и Москвы и вовсе могут вызвать глобальную экономическую и гуманитарную катастрофу. Немаловажную роль в данном случае играет вопрос применения рестрикций против Белоруссии, которую с начала российской специальной военной операции (СВО) на Украине страны Запада стали автоматически включать в пакеты антироссийских санкций.

Официальный Минск живёт под санкционным давлением уже не первый год. Запад всегда считал, что белорусский политический режим не должен чувствовать себя спокойно, так как он не поддаётся полному контролю со стороны Брюсселя и Вашингтона. Поэтому многие предприятия республики, как и множество официальных лиц и бизнесменов, в той или иной мере ощущают на себе западное давление на протяжении последних десятилетий.

Особые трудности для Белоруссии стали создаваться после президентских выборов августа 2020 года, когда ЕС, США и их сателлиты начали вводить один пакет санкций за другим, в конечном счёте подвергнув ограничениям практически все сферы экономики Белоруссии. Даже вводимые в последние несколько месяцев рестрикции, которые Запад формально связывает с «соучастием» Минска в СВО России на Украине, не имели такого разрушительного воздействия, как то, что происходило в 2020-2021 годах. Поэтому в Минске на протяжении весны текущего года довольно спокойно смотрели на истерию Европы и США, прекрасно понимая, что навредить больше, чем Запад сумел это сделать ранее, уже вряд ли получится.

Как известно, 3 июня Евросоюз ввел новый, уже шестой по счёту в текущем году, пакет санкций против России, куда по традиции включил и Белоруссию. Для Брюсселя он дался крайне тяжело, так как касался вопроса поставок российской нефти и нефтепродуктов. В результате долгих переговоров был принят довольно странный документ, который сохранил для РФ возможности и дальше работать на нефтяном рынке континента, но создал серьёзное политическое напряжение в самом ЕС. Главной особенностью санкций стало отложенное на шесть и восемь месяцев соответственно эмбарго на поставки российской нефти морским путём и нефтепродуктов. При этом ряд европейских стран и вовсе были выведены из-под влияния санкций, как и транспортные суда, перевозящие «чёрное золото» из РФ. Все остальные ограничения, которые коснулись политиков, бизнесменов, предметов роскоши, а также отключение от SWIFT «Сбербанка» вряд ли озадачили Москву, где реакция на санкции оказалась более чем спокойной. В Кремле прекрасно понимают, что нынешние рестрикции являются практически пределом возможностей Запада, а анонсированный Польшей седьмой пакет и вовсе может отправить ЕС в Средневековье, если затронет газовый вопрос.

Вместе с тем, последние санкции ЕС нельзя назвать полностью бесперспективными в той части, которые связаны с Белоруссией. Однако здесь перспективы касаются не столько Минска, сколько Евросоюза и всего мира, что связано с рядом сопутствующих факторов в мировой экономике и системе международных отношений. По сути, для Белоруссии не меняется ничего за исключением отношения к западным партнёрам, с которыми в белорусской столице до этого времени пытались наладить отношения.

В частности, в шестой пакет ЕС были включены двенадцать физических и восемь юридических лиц Белоруссии. Примечательно то, что ограничения вводятся официально не из-за ситуации на Украине, как это объявляется в случае с Россией. Главной причиной называется продолжение репрессий в отношении белорусской оппозиции, наличие политических заключённых, а также нарушение прав и свобод человека. При этом объявленный гуманизм европейской политики в данном случае выглядит по меньшей мере смешно с учётом стремления разрушить белорусскую экономику и отправить большинство жителей республики на грань выживания.

Нынешние европейские ограничения, параллельно с которыми были введены и санкции США, коснулись в основном белорусских бизнесменов, которых называют близкими к Александру Лукашенко, представителей правоохранительных органов, членов ЦИК, прокурорских работников и судей. Всё это было и ранее, а потому прошло для официального Минска практически незаметно. Даже ответ белорусского МИД был весьма кратким, повторяющим все предыдущие высказывания ведомства по поводу санкционного давления на республику, что говорит скорее о разочаровании официального Минска позицией Запада, чем о его серьёзной реакции на происходящее.

Не испугали белорусские власти и санкции в отношении некоторых белорусских организаций, так как большинству из них и ранее вход на европейский рынок фактически был закрыт. Так, от системы SWIFT с 14 июня будет отключён Белорусский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк», а под санкции попали «Белтелерадиокомпания», производители сигарет «Интер Тобако» и «Гродненская табачная фабрика Неман», нефтеперерабатывающая компания «Нафтан», производитель наземного городского электрического транспорта «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш», «Белтаможсервис», а также «Беларуськалий» и «Белорусская калийная компания» (БКК). Позже стало известно, что санкции против «Белинвестбанка» ввела Япония, а Новая Зеландия – против шести белорусских оборонных предприятий. Все эти рестрикции являются скорее церемониальным действием, за исключением ситуации вокруг «Беларуськалия» и БКК.

Стоит напомнить, что Белоруссия обеспечивает около 20% мировых поставок калийных удобрений, напрямую влияя на ситуацию в мировом сельском хозяйстве. При этом основные рынки сбыта у «Беларуськалия» – это Бразилия, Индия и Китай, в то время как ЕС занимает порядка 6-7% от общего объема экспорта в натуральном выражении или около 8% в денежном. Однако даже такие небольшие цифры в прошлом не позволяли ЕС полностью отказаться от белорусских удобрений, а потому, вводя ограничения в июне 2021 года, Брюссель вывел из-под них продукцию с содержанием калия в 58% и более. В этой связи ни тогда, ни сегодня европейские санкции не испугали официальный Минск, для которого более серьёзные проблемы создали американские рестрикции, из-за которых с 2022 года была закрыта возможность работать с прибалтийскими портами, где перевалилась практически вся продукция «Беларуськалия». На этом фоне в Минске сконцентрировались на не поиске замены европейского рынка, а на диверсификации путей экспорта, в первую очередь через Россию.

Сегодня же предполагается, что вся белорусская калийная продукция не сможет больше продаваться в ЕС, а БКК будет затруднено работать на мировом рынке из-за угрозы вторичных ограничений для покупателей и страховщиков. Однако в сложившейся сегодня ситуации вреда от шестого пакета санкций будет больше не для Белоруссии и не для России, а для самих инициаторов. В данном случае, речь идёт о надвигающейся в мире продовольственной проблеме, способной перерасти в голод планетарного масштаба, который прямо и косвенно затронет и Запад. Уже сегодня многие аналитики говорят, что недостаток продуктов питания в малообеспеченных странах приведёт к новому переселению народов и, как следствие, к хаосу в Европе. При этом проблемы вполне могут обойти стороной США, и в Вашингтоне с удовольствием будут наблюдать за барахтающейся Европой. Можно напомнить, что Соединённые Штаты решили вывести российские калийные удобрения из-под санкций и продолжают наращивать закупку нефти из РФ, одновременно запрещая делать это европейцам.

Масла в огонь подливает и подключение к борьбе с Россией и Белоруссией западных транснациональных корпораций, которые стремятся переделить мировые рынки, в том числе и минеральных удобрений, на которых в последние месяцы наблюдается резкий рост цен.  Например, хлоркалий в 2021 г. подорожал в 1,5 раза, а к апрелю 2022 г. стоимость карбамида, аммиачной селитры, фосфатов и калия выросли еще на 20–50%. Сильнее всего – в Бразилии и Европе. Как итог – постоянный рост стоимости продуктов питания, который уже к осени-зиме текущего года может стать неуправляемым. На этом фоне любые дополнительные санкции, которые касаются продовольствия и поставок минеральных удобрений, выглядят настоящим преступлением, которое прикрывается обвинениями в адрес России и заявлениями о гуманизме Запада.

Новая волна западных санкций в очередной раз продемонстрировала Минску и Москве, что ЕС и США не намерены садиться за стол переговоров и продолжают свою политику лжи и лицемерия. Происходит это на фоне слов о необходимости общими усилиями спасать мир от голода, но без учёта интересов Белоруссии и РФ. Вместе с тем, сегодня становится очевидно, что подобная тактика ЕС и США в скором времени приведёт к неожиданным результатам, полностью меняя нынешний облик мирового сообщества, дестабилизация которого только подогревается нынешними санкциями и русофобией.

Антон ПОЛЯНИЧ