Четвертьвековой миф белорусских националистов о «массовых расстрелах НКВД в Куропатах» снова подвергнут обстоятельному анализу. 26 мая в минском Доме литератора историк Емельян Лепешко провёл презентацию своей книги «Куропаты: змеиный поцелуй Америки».

Куропатами в период горбачёвской «перестройки» стали называть урочище под Минском. По версии белорусских националистов, именно там в 30-е годы проводились массовые расстрелы политически неблагонадёжных лиц и «врагов народа».

Появление в общественном дискурсе слова «Куропаты» связано с публикацией в минской газете   «Литература и искусство» статьи Зенона Позняка и Евгения Шмыгалева «Куропаты — дорога смерти». В ней виновниками создания массовых захоронений расстрелянных неподалёку от белорусской столицы однозначно назывались сотрудники НКВД СССР. Авторы исследования датировали происхождение захоронений 1937 – 1941 годами.

Емельян Лепешко исследовал огромный массив источников, включая материалы белорусских и германских архивов, свидетельства переживших Великую Отечественную войну, а также вышедшую ранее научную литературу и публицистику по теме «трагедии Куропат». Особое внимание он уделил материалам судебного процесса в Мюнхене 1961 года, по итогам которого были вынесены приговоры нацистским преступникам, участвовавшим в массовых убийствах на территории оккупированной БССР.

Лепешко уверен, что продвигавших версию о «массовых расстрелах НКВД в Куропатах» использовали западные спецслужбы, заинтересованные в дискредитации советского строя и СССР. По мнению автора исследования, лидер националистического движения «Белорусский народный фронт» (БНФ) Зенон Позняк, а также многие другие, создававшие и продвигавшие «миф о Куропатах», действовали в интересах западных спецслужб.

«Архивные документы, научная и политическая литература, привлечённая по проблеме «Куропаты», убеждают, что за этим названием скрывается успешно проведённая агентурная операция Центрального разведывательного управления США», – констатировал Лепешко в аннотации своей книги.

В ней он раскрывает механизмы превращения совершавших массовые расстрелы в урочище под Минском, которое позже назовут Куропатами, из немецкой айнзатцкоманды 8  сотрудников советского НКВД. Емельян Лепешко также приводит объяснение появлению самого термина «Куропаты» со ссылкой на очевидца и свидетеля расстрелов Михаила Познякова, утверждавшего, что теперь уже широко известное и закрепившееся даже в официальной топонимике название урочища под Минском создано из двух немецких слов – «Курпате юден». Таким образом, белорусские националисты или истинные заказчики мифа о Куропатах использовали циничное выражение нацистских палачей, которое на русский может быть переведено примерно как «отеческая забота о евреях».

Лепешко называет фамилии руководителей и непосредственных исполнителей массовых расстрелов евреев в урочище под Минском. В присутствии Генриха Гиммлера убийством более 300 евреев руководил Отто Бредфиш. На судебном следствии в западногерманском Мюнхене Бредфиш дал подробные показания и уточнил не только места расстрелов, но также даты и другие подробности. На том же процессе были установлены роли в массовых убийствах его заместителя Коха и других соучастников этого преступления, спустя полвека мифологизированного деятелями из русофобского БНФ.

Рецензентами исследования Емельяна Лепешко выступили видные белорусские учёные: доктор философских наук Лев Криштапович, кандидат исторических наук Валентина Федорасова, а также раввин Игаэл Йегуди. На презентации монографии выступили белорусские историки, политологи, общественные деятели – всего около трёх десятков человек.

Первым выступил автор резонансной книги «Куропаты — у истоков исторической сенсации» Александр Плавинский. Он в своём исследовании также пришёл к выводу о массовых захоронениях в Куропатах в результате расстрелов германских оккупантов и их пособников.

Презентация и приуроченный к ней круглый стол стали поводом для жарких дискуссий. Символизм мероприятию придавало время его проведения: 2022 год указом Александра Лукашенко объявлен «годом исторической памяти».