Источник фото: sputniknews.com

В этом году конкурс Евровидение в очередной раз ознаменовался несколькими сомнительными решениями жюри. Популярная молдавская группа Zdob si Zdub не получила за свое выступление ни одного балла ни от Румынии, ни от Украины

Это стало большой неожиданностью, так как баллы на шоу уже давно распределяются не по музыкальным, а по политическим предпочтениям.  Поэтому такая позиция стран-соседей продемонстрировала их явное пренебрежение к Молдове.

Трансформация некогда самого престижного в Европе песенного конкурса продолжается. Если полвека назад Евровидение имело реальное отношение к искусству пения и зажигало настоящие звезды поп-музыки, такие как ABBA или Teach In, то уже к концу ХХ века превратилось в достаточно унылое событие, привлекающее исключительно европейских домохозяек.

Однако «новые веяния» эпохи глобализма и в первую очередь продвижение ЛГБТ-культуры, облюбовавшей этот конкурс, не то чтобы вдохнули в него новую жизнь, но дали массу скандальных поводов для пиара и привлечения финансовых средств для пропаганды того, что поначалу мягко называли нетрадиционными отношениями. Венцом продвижения новых «гендерных стереотипов» стала бородатая певица Кончита Вурст.

В то же время одновременно с падением непосредственно музыкального и художественного уровня шоу произошла его полная и абсолютно неприкрытая политизация.

При этом широкое хождение получила шутка о том, что для понимания европейской политики достаточно посмотреть голосование на Евровидении.

Дело в том, что в процессе голосования дружественные страны обменивались между собой высшими оценками и напрочь игнорировали любые проявления настоящего искусства со стороны других участников, случавшиеся в последнее время все реже и реже.

Так, например, можно было заранее уверенно прогнозировать, что Турция обменяется высшими баллами с Боснией и Герцеговиной, а Греция — с Кипром. Кроме этих перечисленных «сладких парочек», в «дружной семье» Евровидения можно было насчитать еще несколько таких сочетаний, в основном среди соседних государств. И в этом перечне фигурировали также Молдова с Румынией и Украиной.

Однако конкурс 2022 года стал не просто уникальным в этом смысле. Произошедшее на нем носит из ряда вон выходящий характер, и, пожалуй, можно утверждать, что итоги последнего голосования вполне могут привести к определенным политическим последствиям.

То, что Европа, открыто поддерживающая Украину в ее противостоянии с Россией, отдаст победу группе Kalush Orchestra независимо от того, какими будут песня и уровень выступления украинских представителей, не сомневался никто. Но полной неожиданностью оказалось то, что Молдова, от которой выступала известная группа Zdob si Zdub, не получит ни одного балла ни от украинского, ни от румынского жюри — двух своих соседей, которые всегда поддерживали молдавских исполнителей.

И это при том, что композиция молдавского коллектива заставила танцевать весь зал в Турине, а по итогам зрительского голосования заняла общее второе место! Выступление музыкантов оценили в 253 балла. Из них 14 — очки от национальных жюри разных стран и 239 — голоса зрителей. Больше баллов от зрителей получили только победители конкурса, а в общем итоге Zdob si Zdub заняли седьмое место.

И еще один нюанс, мимо которого просто нельзя пройти! Композиция посвящена поезду, курсирующему между столицами Молдовы и Румынии. В первоначальном варианте песни есть такие слова: «Старая страна, новая страна… Вроде две, а вроде одна». А в видеоклипе, снятом на эту песню, румынский таможенник радушно пропускает музыкантов, едущих в поезде в Румынию.

При выступлении Zdob si Zdub на национальном отборе в тексте заменили строки, в которых некоторые увидели унионистский подтекст. Решение внести правки вызвало резкое неприятие со стороны некоторых представителей «национальной интеллигенции».

Некоторые политики, шоумены и журналисты с обоих берегов Прута предложили молдавскому коллективу участвовать в румынском кастинге. «В разгар скандала между Украиной и Россией Молдова отправляет Европе унионистское послание. В песне «Поезд Кишинев — Бухарест» группы Zdob si Zdub говорится о том, что в обеих странах [Молдове и Румынии] танцуют хору. <…> Предлагаю Zdob si Zdub зарегистрироваться для участия в предварительном отборе Румынии», — написал в соцсети румынский телеведущий Дан Негру. Позже он призвал молдавскую группу отказаться от участия в конкурсе, если их заставят изменить текст.

И все же текст был изменен. «Со стороны Романа Ягупова [лидера Zdob si Zdub] не было никакого злого умысла. Это была своего рода осторожность, возможно, несколько преувеличенная, перед лицом строгости правил конкурса. Он сказал мне, что есть правила Евровидения, которые запрещают политические намеки, и на всякий случай попросил дать несколько более нейтральных версий», — сказал автор текста песни Всеволод Чорней.

Хотя вряд ли это было истолковано как отказ от «унири» (возможное объединение с Румынией — прим. RuBaltic.Ru.) Официальный Бухарест уже достаточно давно относится к Республике Молдова как к своему протекторату, руководимому людьми с румынскими паспортами в карманах, которые абсолютно лояльны ко всем командам, поступающим из правительственных учреждений Румынии.

Поэтому такие попытки, как выдвижение на Евровидение песен с унионистским подтекстом, не вызывают в Бухаресте ни восторга, ни умиления. Учитывая сложившуюся ситуацию с гражданством высших молдавских чиновников, среди которых президент, спикер парламента, премьер-министр и члены правительства, глава Конституционного суда и депутаты правящей партии, официальному Бухаресту и вовсе не нужно присоединять Молдову и брать на себя ответственность за происходящее на ее территории.

Румыния через своих граждан на ключевых постах в Кишиневе и так все контролирует. Ну а «униря» нужна только как определенная цель и ориентир.

Таким образом, «Поезд Кишинев — Бухарест» не представляет для Румынии что-то такое, что нуждается в дополнительной поддержке.

Ну хорошо, это Румыния — скажете вы. А Украина почему не дала ни одного балла хорошей песне соседей, которая действительно понравилась зрителям? Тем более что через территорию этого соседа на Украину сейчас идут эшелоны с топливом, которого так не хватает в стране. Неужели нельзя было хоть несколько баллов дать Молдове? Полноте — отношение официального Киева к Молдове не сильно отличается от отношения официального Бухареста.

Примеров, подтверждающих это, можно привести очень много. Взять хотя бы похищение в Кишиневе украинского судьи Чауса, который обратился с просьбой о политическом убежище в Молдове. Он был схвачен в центре молдавской столицы среди белого дня и вывезен на Украину в багажнике автомобиля украинского посольства.  При этом операция украинских спецслужб не вызвала никаких осложнений в отношениях между Киевом и Кишиневом, между Майей Санду и Владимиром Зеленским.

Кто-то может подумать, что эта статья представляет собой рефлексию и обиду за недобранные на Евровидении баллы. Нет, обижаться за то, что Молдова не преуспела на конкурсе, превратившемся в сборище откровенных фриков и представителей ЛГБТ, глупо.

Если и есть обида, то только за то, что при нынешнем молдавском руководстве, которое хвалилось тем, что «наладило отношения с соседями», этой страной пренебрегают в первую очередь именно соседи.

И ситуация эта не изменится, пока во главе Молдовы будут находиться люди с паспортами других государств.

Максим КамеррерRubaltic.Ru