В контексте развития военных действий на Украине периодически слышны детские голоса. Начиная с 2014 года, они становятся слышны всё чаще и всё громче

Вначале это были голоса детей Донбасса, голоса «ненавистных сепаратистов-террористов», а по сему- пропаганда. Затем, с марта 2022 года, эти голоса решили затмить «правильными» голосами детей Украины, жалующимися на их разрушенное Россией детство. В европейских странах слышали и слушали только их.

И вот на второй месяц военной спецоперации на Украине немецкому массмедиа хора украинских детских голосов стало недостаточно — они вывели свою солистку на экраны в своей главной новостной передаче «Тагестемен» («темы дня»), в рубрике «Мнение» в час пик.

Это был второй раз за историю этой новостной передачи, когда они дали ребёнку слово в этой рубрике. В этот раз на передовую канал пригласил 12-летнюю девочку из Гамбурга, Эллу. Но почему именно её? Это же просто ребёнок и как они вообще посмели, бедное детё!

А теперь взглянем за кадр. Элла — это не просто среднестатистическая милая немецкая девчушка. Ещё в майе 2018 года эта девочка, в возрасте восьми лет ознакомилась с миром медиа, когда дала свой голос на озвучку одного из детей-беженцев в программе на эту тему на канале ZDF (второй немецкий). Этот опыт её так впечатлил, что она в порыве хоть как-то помочь таким детям, запустила акцию пожертвований. Нет, речь идёт не о суммах, но о жесте. С тех пор девочка решила продолжить то, что ей так понравилось — деятельность в сфере медиа на подхваченную тему. В локальном формате Элла уже добилась того, что её включили в жюри на передаче «Kika Awards», после того, как она сама выиграла этот конкурс годом ранее.

Foto: KiKA — Der Kinderkanal ARD; ZDF/obs

Как мы понимаем, эта юная воительница за права детей-беженцев в рубрике «Мнение» не впервые стояла перед камерой и не впервые говорила на эту душещипательную тему. Так что не подумайте наивным образом, что текст, который она зачитывала с суфлёра не её собственный. За кадром девочка очень радовалась, давая интервью, что ей понадобился всего один дубль. Ведь она же знает о чём говорит. В локальном формате и на детских телевизионных каналах. А не в реальном мире на какой-нибудь площадке, которая действительно могла бы как-то повлиять на ситуацию детей-беженцев. Таким образом, к сожалению, политических заявлений не прослеживается, деятельность не выходит за рамки периодических сборов пожертвований и пиара.

Caren Miosga (l.), «Tagesthemen»-Moderatorin, unterhält sich mit Ella, einer zwölfjährigen Schülerin, nachdem diese ihren Kommentar eingesprochen hat.
Foto: picture alliance/dpa

В своём выступлении на первом канале Германии юная Элла огласила очертания информационного пузыря, в котором живёт. Таким образом мы слышим презрительные порицания одного конкретного политика в связи с конкретными событиями на территории Европы, упакованные в детский лепет об утопических желаниях мира во всём мире и т.д. — классически по тактике «сэндвича».

Foto: Christian Charisius, dpa

После попытки защитить украинских детей-беженцев, девочка упомянула и детей, живущих в сложных условиях и пострадавших от войн во всём мире. Назвала даже цифры. Похвально, значит действительно углублялась в эму тематику. Но как мы с Вами уже знаем, граница информационного пузыря Евросоюза доходит только строго до границ Донбасса и по сему в словах Эллы Вы не услышите ни одного упоминания об украинских детях, которые не беженцы, а реальные дети войны. Или именно в этом и дело? Перекрыть голоса детей Донбасса, заглушить которые уже не получается письмами и плачем украинских детей-беженцев?

И хоть работа Эллы идёт в локальном формате на внутренний рынок, границы интернета и языка не стали непроходимой стеной перед тем же Донбассом — её слова услышали не только «свои».

Настоящий ребёнок войны решила обратить внимание девочки растущей в тепличных немецких условиях на реальность вне её информационного пузыря.

Сегодня 13-летняя Фаина Савенкова из Луганска, нашедшая в своё время отдушину в писательстве, не смогла оставить самодовольные заявления сверстницы из параллельной реальности и написала ей ответное открытое письмо:

«Недавно один итальянский журналист сказал мне, что у детей должно быть солнечное детство и они не должны вмешиваться в политику. Я уверена, что Джорджио Биянки прав. Политикой должны заниматься взрослые. Но это если с тобой ведут честный разговор. Вот обычный пример из мира взрослых.

Я знаю, что в Германии есть много немцев, кто не хочет войны с Россией и осуждает убийство детей и мирных жителей в Донбассе Украиной. Я много рассказываю сейчас в Германии о том, как я живу на войне уже 8 лет. Я привыкла к нападкам взрослых, но все равно считаю, что в Европе и в Германии много людей, кто против любой войны. Моими статьями начинают интересоваться обычные люди. Но думаю это очень не нравится тем, кто хочет войны, защищает Украину.

Мои друзья прислали мне обращение к канцлеру Шольцу девочки Эллы. Где она рассказывает о том, что права детей надо соблюдать. Она собирает пожертвования для беженцев Украины и винит во всем страшного Путина. Я конечно же ожидала, что не всем взрослым понравятся то что я говорю. Но то, что в Европе серьезно начинают использовать таких как я детей в политике это очень подло. В войну, хоть и в информационную, вступают дети. Поэтому я решила ответить девочке Элле из Гамбурга.

Мой ответ девочке Элле с далекой Германии:

Здравствуй, Элла!

Мое имя вряд ли тебе о чем-то скажет, ведь у вас не принято вспоминать таких детей, как я. Да, я именно ребенок войны. Живу на Донбассе, в Луганске. Это город, как и Дамаск, Кабул или Триполи, пострадавший от военного конфликта. Мы – дети войны – существуем. Мы не беженцы, мы – те, кто живет под обстрелами почти всю свою жизнь. Мы привыкли жить, засыпая с молитвой.

Да, я старше тебя всего на год – мне 13 лет – но я знаю, что такое война и жестокость. Ты говоришь о беженцах из Украины. А как же дети Донбасса, Сирии, Ливии? Они есть в твоем списке? Сомневаюсь. Ведь есть же коварный Путин, который начал войну в Сирии, Ливии и уже восемь лет убивает нас, жителей Донбасса. Ах, да еще в Югославии. И конечно же это именно он отправил свою армию ко мне в родной Луганск и обстрелял из самолета мирный квартал в июне 2014 года…

Элла, мне очень жаль, что тебя обманывают взрослые. Может быть, они жалеют тебя и поэтому не хотят говорить жестокую правду. А может быть еще по какой-то причине. Я не знаю. Но все это время меня и мою семью обстреливала моя армия, ведь я родилась на Украине и ВСУ тогда были армией моей страны. Веришь? Думаю, нет. Тогда мне тоже не верилось.

Мы обе уверенны, что права детей нужно защищать. Но я знаю, что взрослые уже не могут этого сделать. Правительства и фонды, которые должны защищать нас, разве они помогают, когда тебе угрожает настоящая опасность? Разве ты можешь на них повлиять?

Год назад за призывы к прекращению войны и творчество мои персональные данные разместили на сайте «Миротворец». Как думаешь, что это? Это сайт украинских националистов, на котором без суда тебя обвиняют в государственной измене и выкладывают твой адрес, номер телефона и фото для преступников со всего мира. И как же отреагировали ЮНИСЕФ и ООН? Они выразили озабоченность. Всего лишь. Думаю, с этим можно жить. Детям войны не привыкать к безразличию взрослых…

Элла, как думаешь, в Германии такое возможно? Мне кажется, что нет. А вот на Украине убийства, преследования и травля детей со стороны украинского правительства не только возможна, но и поощряется этим правительством.

Мне бы очень хотелось, чтобы ни ты, ни другие дети никогда не знали, что такое фашизм и война, как узнали это мы. Но если ты действительно хочешь защищать права детей и собственными глазами увидеть последствия их нарушения, я приглашаю тебя в Донецк или Луганск на Аллею ангелов, где стоят памятники погибшим от украинской агрессии детям.

Элла, я хочу пожелать тебе мира. Но также я хочу тебе сказать, что ты не права. Мы не потерянное поколение. Мы те, кто больше других будет ценить мирное небо над головой и человеческую жизнь».

В отличии от Эллы Фаина реально неустанно борется за права детей всеми способами, какие находит. Она записывает видеообращения и пишет письма в ООН и другим высокопоставленным политикам, за что была объявлена врагом своего же государства.

Поэтому не думайте, что Элла маленькая ничего не соображающая девочка, ведь вот Вам для сравнения сверстница демонстрирующая уровень предприимчивости, если дело действительно надо.

Стоит пожелать юной Элле ещё раз внимательней обдумать тему, на которой она решила сделать себе имя — ведь эта тема не терпит лицемерия и инфантильности. Даже если немецкие главные СМИ подают такой заразительный пример. А тем временем неравнодушные люди перевели письмо Фаины Савенковой на немецкий язык и даже оформили его в доступный для избалованного немецкого глаза формат. Письмо разлетелось по немецким телеграм-каналам и рано или поздно дойдёт и до самой Эллы, а может даже до взрослых, решивших выпустить в поле амбициозного ребёнка, дабы затем восклицать «онижедети».

Вероника Найдёнова