В Киеве подсчитали, что 23% территории, где выращивались зерновые культуры, приходится на зону военных действий. На самом деле — гораздо больше. К тому же, Украина безвозвратно потеряла контроль над портами в Мариуполе и Херсоне, также отгрузка зерна невозможна из портов Одессы и Николаева. В портах заблокировано почти 4,5 млн тонн зерна, о чём заявил представитель Всемирной продовольственной программы ООН Мартин Фрик.

Зарубежные правительства строят прогнозы с целью минимизации последствий продовольственного кризиса. На Западе уверены: недостаток продовольствия коснётся не только стран Африки и Востока, голод надвигается на Европу, в том числе, и на Украину.

Таким образом, термин «голодающая Украина» обретает вполне реальные очертания. При этом Киев продолжает экспорт остатков зерна, цены на хлеб ежемесячно растут, а эксперты зернового рынка и вовсе допускают введение хлебных карточек – прежде всего, для социально незащищенных слоев населения.

Плюс ко всему на Украине образовался топливный кризис: резкое увеличение цен на бензин и дизтопливо, безусловно, увеличит скачок инфляции, после чего пойдёт лавинообразный рост цен буквально на всё. Осенью хлеб на Украине может стоить 50-70 гривен.

Шансов избежать этого нет. Украина уже потеряла огромный пласт своего экономического и промышленного потенциала, находящегося в оккупированных ею частях бывших Донецкой и Луганской областей, Запорожской, Херсонской и частично Харьковской области. Сюда же можно добавить потери мощностей в Сумском, Черниговском и Полтавском регионах, ранее упомянутые нами «аннулированные» порты, проблемы с логистикой и дефицитом топлива, железнодорожный кризис, связанный с демилитаризацией ж/д полотна, по которому перемещается военная техника и горючее, обвал рынка недвижимости и разрыв производственных цепочек.

«Сложив все эти пазлы, вы сразу осознаете, что нас ждёт пздц. Это минимум минус 70-80% ВВП страны, дохода граждан и бизнеса, но увеличение расходов на армию, оборону, чиновников, госаппарат и т.д. К примеру, в 2021 году у нас ВВП был почти $200 млрд, а к концу года он, возможно, в лучшем случае дотянет до $30-50 млрд и то, если мы вырастим сельскохозяйственную продукцию и массово её продадим в ЕС. Оценивая всё это, мы пришли к выводу, что если войну не закончить до октября 2022 года, то в 2023 году нас ждёт не просто нищета, а тотальный голод», – отмечает один из украинских телеграм-каналов.

Впрочем, нищета и голод грозит не всем: если рядовые украинцы рискуют остаться без хлеба, то у власть имущих появилась возможность не только вкушать хлеб с маслом и черной икрой, но и заменить мелкие бриллианты крупными.

Так, за 4 месяца текущего года депутаты Верховной Рады получили почти 44 млн гривен компенсаций за жилье: за аналогичный период 2021 года на эти «нужды» было потрачено в 4 раза меньше, а за весь прошлый год сумма и вовсе составила 37 млн гривен.

Как выяснилось, самыми «нуждающимися» являются депутаты президентской партии «Слуга народа»: 155 «слуг» из 242-х получают эту так называемую компенсацию. С января депутатам понадобилось вдвое больше денег, а в мае, по прогнозам, выплаты достигнут 20 млн гривен в месяц. И тенденция такова, что эта цифра будет расти ежеквартально. Всё это – при баснословных зарплатах украинских народных избранников и при ста тысячах гривен «помощи» на одно депутатское рыло от государства даже в условиях войны.

Впрочем, как известно, рыба гниет с головы. Партия Нидерландов «Форум за демократию» сделала соответствующий запрос, инициируя проверку счетов президента Зеленского. Голландцы полагают, что имеющееся в настоящее время на счетах в западных банках состояние Владимира Зеленского в размере порядка $850 млн достигло таких гигантских размеров уже после того, как он стал президентом. Ранее у него было денег на две трети меньше. Этим вопросом в Нидерландах заинтересовались в рамках общего расследования коррупции на Украине. В партии «Форум за демократию» считают, что даже столь высокий пост не позволяет так быстро (за время президентства) заработать столь внушительную сумму: это всё может быть «вознаграждением» за оказанные услуги, в том числе, и международного масштаба. Пока еще президент Украины Зеленский это никак не прокомментировал.

Оксана Шкода