С начала специальной операции России на Украине миллионы украинских граждан были вынуждены оставить места своего жительства. По данным ООН, к началу апреля число беженцев из этой страны превысило 4 млн, а ещё более 7 млн человек стали «внутренне перемещёнными лицами». В общей сложности на сегодня около 13 млн украинцев уже нуждаются в гуманитарной помощи, которую оказать им ни киевский режим, ни страны Запада в полной мере не могут. Основной поток беженцев за последний месяц был направлен в ЕС, что преподносится западными СМИ как демонстрация негативного отношения украинцев к России. При этом не указывается, что ещё до начала спецоперации именно в российском направлении началась эвакуация жителей Донбасса, и сегодня в РФ их оказались сотни тысяч. Сегодня на Западе не принято говорить, что многие из украинских граждан приняли решение перебраться не только в Россию, но и в Белоруссию.

В Минске на протяжении долгих лет стремились сделать всё, чтобы помочь людям, бежавшим от военных действий на Донбассе. По различным подсчетам, с 2014 года в республику прибыли от 160 до 200 тысяч беженцев из Украины, часть из которых проследовала через страну транзитом. Оставшимся в Белоруссии было оказано максимальное содействие в организации быта, многим были предложены рабочие места и даже дома в деревнях. При этом в Минске всегда заявляли, что будут и дальше помогать людям из других стран вне зависимости от того, как на это смотрят на Западе.

Необходимо отметить, что новая волна беженцев с Украины началась ещё до начала спецоперации России. Как известно, эвакуация из Луганской и Донецкой народных республик была объявлена 18 февраля, что вызвало реакцию и в Минске. Через несколько дней в МВД Белоруссии заявили, что готовы разместить в стране беженцев с Донбасса и даже начать предоставлять им гражданство. При этом ранее вопрос получения украинцами белорусского гражданства был довольно неоднозначным, так как в Минске старались не форсировать его решение вплоть до 2021 года. Тогда Александр Лукшенко пообещал разобраться со всеми прошениями украинцев, после чего беженцев в белорусское гражданство начали принимать ускоренными темпами. В декабре был подписан первый соответствующий указ, в соответствии с которым белорусскими гражданами стали 448 жителей Украины, а в конце года к ним присоединились еще 380 человек. В марте Лукашенко дал белорусское гражданство еще 418 украинцам, из которых 103 были несовершеннолетними. Всего же с августа 2021 по апрель текущего года президентом Белоруссии в гражданство были приняты 1494 жителя Украины, а ещё 1579 получили белорусский паспорт «в регистрационном порядке». Это еще раз говорит о том, что официальный Минск готов всячески помогать жителям соседнего государства, несмотря ни на какие враждебные заявления и действия со стороны официального Киева.

Специальная операция России на Донбассе не могла не привести к тому, что поток беженцев в Белоруссию только увеличится. Конечно, число тех, кто пытается укрыться в республике несопоставим с тем, сколько украинцев уже перебралось в страны ЕС. Однако отношение к ним в республике на сегодня куда более гуманное, нежели это можно было увидеть со стороны Польши или Литвы во время миграционного кризиса второй половины прошлого года. Тогда беженцев из стран Азии и Африки не только не пускали из Белоруссии на территорию ЕС, но и забрасывали светошумовыми гранатами, поливали из водомётов и даже расстреливали. Сегодня в Евросоюзе вдруг заговорили о гуманизме, хотя пока совсем не очевидно, что украинцам в ближайшее время Европа не укажет на дверь. По крайне мере тем, кто не будет готов работать за копейки на низкооплачиваемой работе, на которую европейцы никогда не согласятся.

Ситуация с украинскими беженцами в Белоруссии на настоящий момент не является критичной. Это связано в том числе и с тем, что на начало апреля в страну въехало более 12 тыс. человек, часть из которых отправилась транзитом либо в Польшу, либо в Россию. Примечательно в данном случае то, что цифра могла быть гораздо больше, если бы не позиция Киева. В данном случае главной проблемой для беженцев является не то, что киевская пропаганда всячески стремится представить Белоруссию в качестве враждебного государства, а в то, что гуманитарные коридоры ранее в белорусском направлении попросту не открывались. Более того, с 24 февраля украинская граница с Белоруссией была официально закрыта. Хотя до начала апреля здесь сложно было встретить украинских пограничников, сбежавших оттуда сразу после начала российской спецоперации. Однако на самой Украине местные власти и военные зачастую не позволяли беженцам двигаться в соседнюю республику, поэтому многие из них вынуждены были добираться до Белоруссии обходными путями (и сейчас после ухода ВС РФ из Киевской и Черниговской области это так же). Например, транзитом через Польшу прибыло более 3 тысяч человек, через Литву – около 200 и даже через Латвию – почти 50. Этот поток не прекращается и по сей день, даже несмотря на то, что активных военных действий на большей части территории Украины не ведётся.

Кроме того, наплевательское отношение Киева к своим гражданам проявляется ещё и в том, что власти этой страны фактически отказались помогать беженцам в их перемещении по территории страны. Поэтому в Белоруссию многие из украинцев добираются на собственном автотранспорте (зачастую с пулевыми отверстиями и разбитыми стеклами), а порой на велосипедах и даже пешком. Причем путь для многих неблизкий: речь идет не только о беженцах из Черниговской или Хмельницкой областей, но и из юго-восточной части Украины. Для здешнего населения Белоруссия по-прежнему остается дружественной страной, где у них есть друзья и родственники. И неслучайно многие из них обращаются к Минску за предоставлением статуса беженца, дополнительной защитой либо просятся на постоянное место жительства.

О том, что для белорусов украинцы – не чужой народ, говорит отношение к беженцам в республике не только со стороны простых граждан, но и государства. В частности, ещё в марте в Гомельской области были открыты места компактного проживания граждан Украины. Тогда же здесь прямо на границе появились палатки – полевые столовые – для тех, кто проживает на приграничной территории. Одним из таких стал организованный совместно с Белорусским обществом Красного Креста мобильный пункт гуманитарной помощи в Поддобрянке, куда ежедневно приходят около 160 жителей украинской Добрянки и получают горячее питание. Помимо этого, вблизи деревни Гдень Гомельской области и пограничного перехода «Новая Гута» были организованы мобильные пункты обогрева, где круглосуточно дежурят спасатели, медработники и волонтёры белорусского Красного Креста.

Жители Украины идут в пункт гуманитарной помощи в Поддобрянке
Жители Украины идут в пункт гуманитарной помощи в Поддобрянке

На уровне руководства Белоруссии также принимаются определенные решения, которые должны помочь украинским беженцам. И речь идёт не только о предоставлении белорусского гражданства. В конце марта власти республики открыли закрытую с декабря 2020 года границу для беспрепятственного выезда из страны. При этом было установлено, что «иностранные граждане, въезжающие в Белоруссию в связи с ситуацией на Украине, в том числе следующие транзитом через третьи страны», могут не предоставлять ПЦР-тест и сертификат о вакцинации от коронавирсуной инфекции. Помимо этого, Александр Лукашенко принял решение о разрешении иностранным гражданам, следующим из Украины к месту постоянного проживания, безвизового въезда в Белоруссию до 15 апреля. Дополнительно к этому в конце марта стало известно, что белорусская система образования уже готова принимать детей беженцев из Украины, которые получат места в учреждениях дошкольного и общего среднего образования. Всё это и многое другое вряд ли можно назвать «агрессией», о которой так любят говорить в Киеве и на Западе, наказывая Белоруссию всевозможными санкциями, в том числе за якобы попрание прав человека.

Сегодня можно утверждать, что Белоруссия будет продолжать делать всё от нее зависящее, чтобы помогать людям, спасающимся от боевых действий.

Антон ПОЛЯНИЧ