В последнее время становится всё яснее, что далеко не все в нашей стране и, тем более, за рубежом хорошо понимают, что именно сейчас происходит в мире. Для большинства обывателей речь идёт о войне (специальной военной операции, называйте, как хотите) между Россией и Украиной при активной поддержке последней со стороны так называемого «цивилизованного Запада».

Ну, насколько он цивилизованный — тема для отдельного разговора, сегодня же важно объяснить другое. Объяснить истинные масштабы происходящего, чтобы попытаться понять, ради чего всё это, и какие ставки на самом деле на кону.

А между тем, всё предельно просто. Но именно эта простота многих и смущает, давая повод усомниться в своих выводах и предположить наличие неких сложных и скрытых смыслов. На самом деле мы имеем место с классическим восстанием против всевластия Запада, восстанием, на которое первым решилась Россия. И теперешние украинские события — всего лишь один из его эпизодов. Безусловно, самый яркий, но, по большому счёту, не самый важный.

Зачем же нам понадобилось переходить к открытой конфронтации? В своё время выдающийся американский политик Томас Джефферсон, один из отцов-основателей Соединённых Штатов Америки, автор Декларации независимости, 3-й президент США и человек, чей портрет увековечен на двухдолларовой банкноте (есть и такая, если кто не знал), произнёс фразу, не совсем точный, но зато более ёмкий вариант которой стал весьма популярен, а звучит он так: When injustice becomes law, rebellion becomes duty, что означает «Когда несправедливость становится законом, восстание становится долгом».

Ну а с тем, что нынешнее мироустройство с его Бреттон-Вудской системой и гегемонией доллара, заточенными на благосостояние только одной страны, и угнетение всех прочих, справедливым никак не назовёшь, полагаю, никто спорить не станет.

И первая попытка, точнее, первый шаг в том, чтобы сломать всю эту конструкцию, был сделан в декабре прошлого года, когда российское руководство предъявило Штатам и их союзникам условия нашего ультиматума. Условия, говоря откровенно, изначально неприемлемые, но их целью было вовсе не подписание неких новых договорённостей с Западом, которым, как показывает практика, грош цена, их целью было объявление войны. Громогласное «иду на вы», со всеми вытекающими.

Гипотетически Штаты ещё могли остановить начало восстания, приняв требования России, но они намеренно не стали этого делать по двум основным причинам. Во-первых, они до последнего были уверены, что Россия блефует и потому не посмеет сделать первый шаг, а во-вторых, они были убеждены (и всё ещё в это верят), что своими глобальными санкциями сумеют переломить хребет российской экономике и поставить на место «этих зарвавшихся русских».

В итоге, провал по обоим пунктам. Россия не только не блефовала, но и пошла дальше, чем многие ожидали (не просто признала ЛДНР, но и решила вернуть себе всю Украину, полностью, возможно, только без Галиции, но пока об этом рано говорить). А кроме того, что важнее: страшные и ужасные американские санкции оказались на самом деле весьма серьёзными и болезненными, но отнюдь не глобальными, а исключительно узко-западными. И в этом состоял главный просчёт вашингтонских стратегов. Просчёт, который в итоге будет стоить им места на мировом троне.

Ещё не так давно (по историческим меркам) любая санкционная война, развязанная Штатами против неугодного государства или режима, в считанные дни приобретала всемирный масштаб. При этом, зачастую, всё это оформлялось даже решением Совбеза ООН, и никто, по сути, не смел возражать. Даже мы, Россия, а до этого куда более мощный СССР, покорно принимали в этом участие. Достаточно вспомнить хотя бы нефтяное эмбарго против Ирана, экономическую блокаду Ливии и превращение Северной Кореи в страну-изгоя.

Сегодня же всё изменилось — несмотря на судорожные попытки американской дипломатии склонить всех на свою сторону, абсолютное большинство государств попросту проигнорировало антироссийскую кампанию Запада. Это первый признак того, что его гегемония нарушена. Кто-то открыто выступил против США и их союзников, кто-то просто молча отошёл в сторону, заняв, с одной стороны, как бы нейтральную позицию, а с другой — демонстративно отказавшись выполнять приказы из-за океана. В качестве наиболее характерных примеров можно привести следующие.

Несмотря на настойчивые просьбы США, их верный союзник на Ближнем Востоке Саудовская Аравия, не только не стала наращивать добычу нефти вразрез с решением стран ОПЕК+, где не последнюю роль играет как раз Россия, но и не разорвала торговые отношения с Москвой, полагая, что в нынешней ситуации стратегически им выгоднее поддержать Кремль, а не Белый дом.

Турция устами и своего президента Реджепа Тайипа Эрдогана, и главы МИДа Мевлюта Чавушоглу заявила, что не станет участвовать в антироссийском шабаше и, более того, не имеет никакого намерения покупать у США ракеты «Patriot» для своей ПВО, поскольку с охраной турецкого неба прекрасно справляется российская С-400.

Но если саудиты просто хорошо держат нос по ветру и видят, как Штаты теряют своё влияние в регионе, а Анкара мечтает воспользоваться плодами антизападного восстания для того, чтобы получить статус влиятельной региональной державы (и в этом вопросе ей без протекции Москвы не обойтись), то нежелание продемонстрировать свою солидарность с Украиной и присоединиться к санкционной политике США Молдавии и Грузии, двух из трёх постсоветских государств (плюс Украина), из-за стремления которых в НАТО во многом и разгорелся весь сыр-бор, банальной нерешительностью не объяснишь. Здесь всё намного серьёзнее.

Тбилиси ещё в 2008 году усвоил урок, что максимум, на что они могут рассчитывать в смысле западной помощи — это ободряющее похлопывание по плечу и бесконечное науськивание на северного соседа. А Кишинёв буквально несколько месяцев назад наглядно ощутил, чего стоит европейская солидарность, когда речь идёт об энергоносителях. Попытавшись было поспорить с Газпромом, Молдавия буквально пустила шапку по ЕС-овскому кругу, но ни от кого не получила газа дешевле, чем изначально предлагала сама Москва.

И это лишь несколько зарисовок о поведении в российском вопросе тех, кого ещё недавно сложно было заподозрить в нелояльности к Соединённым Штатам или Евросоюзу. Таких много, очень много. Нынешние антироссийские санкции чётко провели грань между Западом, который борется за своё могущество и сохранение существующего порядка вещей, и остальным миром, представляющим основную часть человечества, как по численности, так и, благодаря Китаю и Индии, экономически, и желающим, наконец, вырваться из-под американского диктата.

По некоему странному совпадению, точка зрения большинства стран на планете очень похожа на нынешнюю позицию многих украинцев, которые замерли в ожидании и всё ещё не решаются открыто выступить в поддержку действий России, но на самом деле очень хотят, чтобы их освободили. Пока за эту свободу сражаемся только мы, но нет никаких сомнений в том, что первые же наши успехи (прежде всего в нейтрализации санкций) перерастут в глобальную антизападную волну, которая круто изменит сегодняшний политико-экономический ландшафт, обнуляя и обновляя всё — от платёжных систем до социальных сетей.

Нашей победы (или хотя бы значительных успехов) в этом противостоянии ждут все. Ждут для того, чтобы занять достойное место в новом мире, рождение которого (мучительно и, увы, кроваво) происходит прямо на наших глазах.

Алексей Белов