8 марта президент США Джо Байден подписал исполнительный указ о запрете импорта российских нефти, газа и энергоносителей.

«Сегодня я объявляю, что США берут на прицел главную артерию российской экономики. Мы запрещаем весь импорт российской нефти и газа. Это значит, что российское топливо больше не будут принимать в портах США и американский народ нанесет еще один мощный удар по военной машине Москвы. Этот шаг имеет широкую межпартийную поддержку в конгрессе и, я полагаю, среди простых американцев» — заявил президент США.

Указом Байдена запрещаются любые инвестиции в российский энергетический сектор, гражданам США не разрешается финансировать или оказывать содействие иностранным компаниям, вкладывающим деньги в производство или добычу энергоносителей в РФ.

Джо Байден также отметил, что ограничение на импорт российской нефти ударит и по американцам. По его словам, отказ от российской нефти приведет к повышению стоимости бензина. Президент призвал частный сектор не взвинчивать цены и обещал бороться со спекулянтами. При этом повышение стоимости топлива он назвал «путинским повышением», объясняя, что США вынуждены отказаться от импорта в ответ на действия России на Украине.

Стоит начать с того, что с указом Байдена не все гладко. По версии газеты Politico, голосование по проекту о запрете импорта энергоносителей из РФ – отложено. Палата представителей Конгресса США перенесла голосование по законопроекту о запрете импорта энергоносителей из России из-за возражений со стороны Республиканской партии. Текст законопроекта еще будет дорабатываться, сообщает Politico.

Также следует сказать, что Евросоюз на данном этапе отказался поддерживать энергетические санкции. Так, глава европейской дипломатии Жозеп Боррель вчера заявил, что Евросоюз не намерен запрещать импорт российских энергоносителей.

Так или иначе, если закон будет доработан, то согласно директиве Минфина США срок завершения сделок по импорту нефти, нефтепродуктов и угля из России – до 22 апреля. Чем грозит нефтяное эмбарго?

Последствия для США

Согласно данным Управления энергетической информации США (EIA), по итогам 2020 года поставки российской нефти на американский рынок выросли на 3,5% и достигли 538 тысяч баррелей в сутки, что составляет около 7% от суммарного нефтяного импорта страны. Это позволило России занять третье место в числе экспортеров в США после Канады и Мексики. Даже Саудовская Аравия – некогда ключевой поставщик сырья – в последние годы оказалась на четвертом месте.

Одна из причин такого расклада кроется в санкциях Белого дома против Венесуэлы, в результате которых без сырья остались нефтеперерабатывающие заводы США, которые заточены на переработку тяжелых сортов нефти – традиционно их поставлял Каракас. Еще одна причина кроется в масштабном развороте углеводородного экспорта Саудовской Аравии с американского рынка в Китай. Еще в 2019 году саудиты удвоили объем поставок в КНР: с 921 тыс. баррелей в сутки до 1,8 млн. баррелей. Для королевства безразмерный китайский рынок становится все привлекательнее. Тем более, что в Эр-Рияде в последнее время пытаются снизить зависимость от Вашингтона.

Если США не сумеют оперативно договориться с Венесуэлой и саудитами о замещении поставок, очередного скачка розничных цен на бензин – не избежать. Они и без того стремительно растут в этом году, и во вторник достигли исторического максимума, превысив 4,17 доллара за галлон. В последний раз бензин стоил столько в разгар экономического кризиса 2008 года. И еще один скачок ценника на топливо нанесет очередной удар по рейтингу Байдена, который и без того резко упал за последний год. США будут вынуждены нарастить внутреннюю добычу, выплеснуть стратегические резервы и отказаться от планов «зеленой» трансформации экономики.

Последствия для России

В структуре суточной добычи России американский сегмент занимает около 5%. В случае сохранения поставок в адрес крупнейших потребителей в лице европейских стран и конечно же, Китая, Индии и прочих азиатских стран – существенных последствий для нефтяного экспорта американские санкции не повлекут. Более того, учитывая, что российский бюджет на 2022 год свёрстан из расчета 44$ за бочку нефти, текущие отметки в 129-130$ за баррель Brent обеспечивают дополнительную выручку (даже с учетом дисконта за марку Urals, которая торгуется сейчас около 105$ за бочку).

В свою очередь, не стоит исключать, что со временем американские трейдеры могут начать работу с российскими нефтяниками по «иранской схеме» — в обход санкций, с использованием третьих стран и посреднических структур.

Тем не менее, есть и ложка дегтя. В перспективе США могут пойти на отмену санкций в отношении Венесуэлы и Ирана, за счет которых, а также за счет роста добычи в Ливии, — суточное предложение нефти на мировом рынке может вырасти, что приведет к снижению нефтяных котировок.

Игорь Борисов