ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ СТАЛ ПЕРСОНОЙ НОН ГРАТА НА ЗАПАДЕ ЗА ТО, ЧТО НЕ СТАЛ ОСУЖДАТЬ СПЕЦОПЕРАЦИЮ РОССИИ НА УКРАИНЕ. ФОТО: ДЕНИС ГРИШКИН / АГН

Санкционные списки Запада, озлобленного решением России отстаивать свои права на безопасность, пухнут как на дрожжах. Казалось бы, фантазия должна иссякнуть. Но на мировой арене развернулась культура отмены русских музыкальных и театральных деятелей. Травля тех, кто отказался предавать Россию, приобрела невероятные масштабы, но она послужит лишь на пользу нашей стране и им самим.

Культура под ударом

Один за одним рвутся контракты, зрители массово сдают билеты на концерты, отменяются турне и рушатся договорённости о совместном продакшне. Индустрия развлечений приняла на себя неслыханный удар и находится в состоянии идеологического коллапса.

Но если к переносам и отменам мероприятий по понятным причинам все уже привыкли, то обществу ещё предстоит сформулировать внятный фидбэк на очевидную травлю русских деятелей культуры. В их числе такие мэтры, как Валерий Гергиев, Денис Мацуев, Анна Нетребко и многие другие громкие имена, украшавшие мировые афиши. Известнейшие русские представители сферы культуры, мастодонты театрального и концертного цеха, становятся персонами нон грата в Европе и США, и сложно предугадать, какие последствия это может повлечь для искусства всего мира.

Первый из лучших

Член совета по культуре при президенте России, художественный руководитель второго по значимости театра в стране Валерий Гергиев стал героем ежедневных сводок о том, кто и когда разрывает с ним контракт.

С момента скандального заявления миланского театра «Ла Скала» количество контрактов патриарха русской культуры тает буквально на глазах. 24 февраля итальянцы безапелляционно потребовали от русского маэстро публично высказаться против спецоперации России на Украине. Не дождавшись этого, в театре с Гергиевым договор поспешили расторгнуть.

Известный блогер и журналист Вадим Манукян считает, что со стороны Валерия Гергиева это был очень мужественный шаг:

Лишиться международной карьеры и не побояться этого – для этого необходимо мужество. В Европе оказывается колоссальное давление на граждан России, а Гергиев – довольно известный человек с мировым именем. Я в нём никогда не сомневался, я прекрасно помню его выступление с оркестром в сирийской Пальмире. Тогда он тоже проявил большое мужество. Конечно, в культурном плане Гергиев стал некоей ролевой моделью.

Наверняка быть героем и при этом изгоем Валерию Абисаловичу непросто. Но он сделал единственно правильный выбор, поддержав своё государство в непростое время. Если принять во внимание, какие контракты расторгнуты с Гергиевым, можно утверждать, что он подвергся самой массивной атаке из всех возможных.

К примеру, с ним перестанет сотрудничать Мюнхенский филармонический оркестр. Радикальное решение во вторник обнародовал обер-бургомистр Мюнхена Дитер Райтер. Вести из Баварии не пошатнули позиций дирижёра, он мужественно встречает новости о том, что с ним также прекращают работу другие театры и концертные залы.

Мюнхенский оркестр, тот самый, на выступлении которого однажды присутствовал Владимир Путин, в 2016 году давал поистине дипломатический концерт. Совместно с оркестрантами из Мариинки, с Валерием Гергиевым за пультом прославленный коллектив прогремел в Большом зале Московской филармонии музыкой Прокофьева. Интересно представить на секунду, как западные культурные институции попробуют обойтись без сочинений русских композиторов. Вероятно, что этого сделать у них не выйдет.

Прерван и один из самых длительных трудовых договоров Валерия Гергиева – Роттердамский филармонический оркестр, работавший с маэстро с 1980-х годов, также безапелляционно заявил о нежелании продолжать сотрудничество.

Давление на русскую культуру можно сравнить с санкциями для спортсменов, уверен Вадим Манукян.

«Накладываются санкции: и в Европе, и в США нашим деятелям искусства фактически предлагают присягнуть Западу и отказаться от всего русского. В принципе, это определённый выбор для людей культуры, связанный с их совестью», – отметил блогер и продолжил:

Мне в этом смысле близки слова Сергея Бодрова, которые он произнёс ещё в 1990-х годах, о том, что во время каких-то боевых действий, если в них участвует твоя страна, всё-таки очень важно оставаться со страной, не предавать её, а уже потом, когда завершатся боевые действия, высказаться по итогам, озвучить своё мнение. Сейчас, пока боевые действия ещё идут, очень важно сплотиться вокруг нашего государства и не быть предателями.

Стыдливые плакальщики

В отличие от Валерия Гергиева, проявляющего настоящий героизм, есть культурные деятели, апеллирующие к «чувству стыда», публикующие в соцсетях посты с антироссийскими заявлениями и рассчитывающие на то, что им всё сойдёт с рук. Это уже привело к серьёзным перестановкам в театральной жизни страны. Например, Дмитрий Волкострелов лишился поста художественного руководителя Центра имени Мейерхольда. Главный дирижер Нижегородского театра оперы и балета Иван Великанов отстранён от участия в фестивале «Золотая маска». Уволился с поста художественного руководителя знаменитого Государственного симфонического оркестра им. Евгения Светланова Василий Петренко.

Вадим Манукян связывает подобные высказывания и манифесты с тем, насколько сильно человек «осел» на Западе.

Их позиция во многом зависит от того, где у них недвижимость, где у них учатся дети, где они работают. Многие исходили из определённого комфорта, от которого они не хотят отказываться. Они получили блага, в том числе и за рубежом, и решили, что это ценнее, чем собственная страна. Деятели культуры должны понимать, что они всё-таки ведут за собой большое количество людей и за это необходимо нести ответственность,

– поделился мнением эксперт.

Что с того?

Вполне вероятно, что травля русской культуры станет катализатором для избавления от людей с двойным дном и привнесёт в отечественные театры и концертные организации свежую кровь. А Гергиев сможет задать новый вектор развития русского оперного искусства, усилив позиции Мариинского театра, к слову, имеющего несколько филиалов за пределами Санкт-Петербурга. Русский балет и русская опера сейчас как никогда нуждаются в том, чтобы использовать свои богатые ресурсы для развития. Русской культуре не помешает на некоторое время отказаться от моды на приглашение западных солистов и взращивать свои таланты.

Новые фестивали в России, децентрализация оперного искусства, развитие культуры – вот на что может потратить освободившееся время Валерий Гергиев. Маэстро обладает недюжинным потенциалом, и в определённой степени можно порадоваться, что сейчас все его усилия будут сосредоточены на укреплении культурной мощи России.

АНТОН ПЛОТНИКОВ