ФОТО: ALEKSANDR SCHEMLYAEV / RUSSIAN LOOK / GLOBAL LOOK PRESS

Стриминговый сериал «Слово пацана», снимаемый ныне режиссёром Жорой Крыжовниковым по одноимённой книге Роберта Гараева про молодёжные банды Казани 90-х, вызвал локальный скандал в Татарстане ещё до выхода на экраны. От сериала не без оснований ожидают романтизации подростковой преступности, хотя создатели это всячески отрицают. Спрашивается: а нужна ли России вообще подобная кинопродукция? Сможет ли она сделать лучше хоть кого-то или только навредить?

Помнится история девятилетней давности: режиссёр Антон Борматов снял фильм о футбольных фанатах-хулиганах под названием «Околофутбола» на основе реальных рассказов «спартачей» – членов фанатской «фирмы». После проката фильма был зафиксирован всплеск фанатских послематчевых драк, подзатихший к тому времени со времен «золотых девяностых».

Ждать ли нам после выхода сериала «Слово пацана» активизации подростковых уличных банд? Именно так и считают сегодня многие – особенно в Татарстане, где люди постарше ещё хорошо помнят времена уличного беспредела в Казани и Набережных Челнах, когда тысячи малолеток, объединённых в группировки под кураторством взрослых «авторитетов» калечили и убивали друг друга, попутно терроризируя целые районы. А теперь большинство лежит на кладбищах. Нужно ли снимать об этом сегодня кино?

«Казанский феномен» – извлечение из прошлого

Сам Роберт Гараев – журналист, музыкант, диджей, экскурсовод в Еврейском музее в Москве, будучи в юности участником казанской банды «Низы», спустя 30 лет решил рассказать, откуда взялся «казанский феномен» молодёжных группировок и, так сказать, тепло вспомнить «боевую молодость». А разве можно вспоминать молодость холодно? Аннотация к произведению неясного жанра гласит:

Эта книга о тех, кто сделал насилие своим кредо: бил и попадал под раздачу – профессионально, ежедневно, беспощадно. Это пацаны, участники бесчисленных молодёжных группировок, наводнивших поздний Советский Союз. Первым городом, в котором явление стало по-настоящему массовым, была Казань.

После выхода книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» в электронном виде ей заинтересовалась прокуратура Татарстана, проверяя текст на предмет пропаганды идеологии АУЕ*. Но таковую не нашла. После этого на «жареную» тему обратили внимание киношники, а именно – команда Жоры Крыжовникова, режиссёра комедии «Горько», фильмов «Ёлки новые», «Самый лучший день» и других довольно невзыскательных картин.

РОБЕРТ ГАРАЕВ. СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ ПИСАТЕЛЯ В FACEBOOK

Ведёт проект, оцениваемый в 100 млн рублей, компания «Тумач Продакшн», а в Татарстане ей помогает дирекция «Время кино», ранее отснявшая провокационную картину «Зулейха открывает глаза» по роману Гузель Яхиной. Как писали местные издания, «финансовую помощь оказали некоторые республиканские VIP’ы». При этом в Сети – например, на Telegram-канале «Бабай позвонит» сообщается, что «инициаторами экранизации и главными спонсорами сериала «Слово пацана»… являются бандиты, которые отсидели полагающиеся им сроки, вышли на свободу и теперь пытаются романтизировать своё прошлое».

Надо заметить, что нынешние отечественные кинодеятели кино снимают в большинстве своём весьма посредственное, но вот пре-продакшном научились заниматься хорошо. Имея под этим в виду скандальную шумиху, рекламирующую фильмы ещё с первых дней съёмок. Так, с большой помпой в Казани и Набережных Челнах продюсерами был объявлен кастинг на участие в «Слове пацана» местных подростков, которые откликнулись с таким «огоньком», что мероприятие местными властями было отменено. И это инициировало, с одной стороны, нездоровый интерес к проекту, а с другой – его критику.

Или гопник, или Милохин

Уполномоченный по правам ребёнка в Республике Татарстан Ирина Волынец пошла ва-банк, попросив прокурора республики Илдуса Нафикова проверить сериал «на предмет вовлечения несовершеннолетних в контент, наносящий вред их психическому и нравственному здоровью». Особенно насторожил омбудсмена, по её словам, ажиотаж, который вызвал кастинг среди молодёжи на роли гопников:

Нельзя, чтобы дети стремились подражать бандитам. Сейчас мало рассказывают о настоящих героях прошлых лет и современности, а свято место пусто не бывает – если нет героев истинных, то появляются вот такие псевдогерои. А дети всё равно хотят быть на них похожими, им нужен авторитет. Мы должны предоставить детям правильную картину мира и помочь понять, что такое хорошо, а что – плохо.

Волынец сообщила «Первому русскому», что на её запрос создатели сериала до сих пор не предоставили сценарий. «Но ждать хорошего трудно, судя по тому, что автор одноимённой книги в социальных сетях оскорбляет правоохранительные органы, в частности, прокуратуру, которая будет проводить проверку опять-таки по моему обращению», – сказала уполномоченный по правам ребёнка в Республике Татарстан.

«Если фильм будет поставлен как учебный: мол, ребята, вот так делать нельзя, то это будет здорово, если же наоборот – то весьма печально. Режиссёру нужно постараться донести до зрителей, что участники группировок испортили жизнь своим близким, родителям, и в первую очередь – самим же себе», – в свою очередь высказал своё мнение зампред комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку Рафил Нугуманов.

Характерно, что в ответ на эти протесты и опасения посыпались «защищающие» будущий сериал комментарии в татарстанском сегменте Рунета:

Про продажных ментов и коррупцию день и ночь показывают, звёзды хвалятся, у кого денег больше, тем самым злят народ, миллиардами и тоннами воруют – это не подталкивает никого? Пусть снимают и показывают, это было с нами, это наша история, с удовольствием будем смотреть;

«А она в «ТикТок» заглядывала??? Там сидят жеманничают мальчики-девицы с накачанными губами, ногтями по 1,5 см, нарощенными ресницами и длинными волосами. Эти, конечно, не разлагают молодежь?»;

Пацаном быть плохо? Надо быть непонятным персонажем, как Милохин, Моргенштерн и прочая нечисть?

Не правда ли, занятная дилемма для молодёжи: крутой «пацан»-гопник или… Даня Милохин!

Алгоритм – подражание

«Первый русский» поинтересовался мнением на этот счёт главы Центра кризисной психологии Михаила Хасьминского. Приведём его комментарий полностью:

«Подражательное поведение очень свойственно большой части подростков. Поэтому когда с элементами романтизации показывается некая модель поведения, она становится основанием для подражания. Именно на этом продвижение деструктивного поведения и строится. Когда в позднем СССР вышла на экраны «Маленькая Вера», а Газманов спел песню «Путана», то немало девочек вдруг захотело стать проститутками. И этот алгоритм, безусловно, знают люди, которые такие фильмы снимают и финансируют.

Теоретически фильм на подобную тему может нести определённый воспитательный смысл, если он не романтизирует эти все отношения и показывает их тяжёлые последствия. Так же, например, в произведениях с суицидом главного героя есть «эффект юного Вертера», но может быть и обратный. Но, как я понимаю, никакие специалисты по деструктивному поведению или по криминальным субкультурам над сценарием фильма не работали, поэтому не думаю, что там заложен именно второй – «полезный» вариант.

Мне же хочется спросить: почему не выделяются деньги на какие-то конструктивные фильмы, про действительных героев, просто хороших людей? Почему экранизируют преимущественно всякую дрянь, вонючку и мерзость?!»

Что с того?

Вопрос психолога Хасьминского ещё недавно можно было бы назвать риторическим. Ответ был, в принципе, известен: потому, что сферу культуры в постсоветской России захватил клан людей циничных, а частью и целенаправленно работающих на разрушение традиционного национального кода русского народа. И в их руках – все финансы.

Конечно, романтизацию преступности не у нас придумали: ставшие классикой кино фильмы «Крёстный отец», «Однажды в Америке» – это всё о том же. Нашу молодёжь в 90-х воспитывали на мастеровито сделанных «Бригаде» и «Бумере». Не зря их прозвали «культовыми»! Это и был культ: братка-бандита, киллера, «вора в законе». На разных телеканалах в дешёвой обёртке вся эта «блатная музыка» продолжает крутиться практически в фоновом режиме. Но «деструкторам» этого, очевидно, мало – ведь бесконечные крим-сериалы молодёжь давно не смотрит. Значит, ей нужно «обновить дискурс» – выдать на большие экраны яркую скандальную киношку про казанских «пацанчиков», тем самым продолжив «культ».

Однако сегодня на фоне принятых многочисленных госдокументов о защите традиционных ценностей, о воспитании молодёжи вопрос Хасьминского из риторического становится «ребром». Не пора ли остановить этот «полёт свободного искусства», прямо и исподволь вбивающего в души молодых соотечественников ложных героев и гнилое мировоззрение? Никакой дилеммы здесь нет: гопота ничуть не лучше Моргенштерна. Государству, если хочет выжить, пора с этим завязывать – чисто по-пацански. Но самое главное – наконец определиться, нужен ли нашей стране основополагающий документ о защите традиционных духовно-нравственных ценностей.

——

*Экстремистское движение, запрещённое на территории России

АНДРЕЙ САМОХИН