ФОТО: AQUATARKUS / SHUTTERSTOCK.COM

В декабре на улицах пока ещё украинского Харькова расклеили листовки «Харьков – русский город!», теперь такие же по смыслу листовки появились в городе Чугуеве. Похоже, бандеровская пропаганда в стиле «скоро русские придут» привела к противоположному результату – у людей появилась надежда на избавление от бандеровщины.

Райцентр Чугуев – пригород Харькова, битком набитый украинскими военными и карателями из «добробатов». И вот на улицах этого небольшого, но богатого историей (во все века, кроме XXI, связанного с Россией), появляются листовки, в которых чугуевцы нисколько не сомневаются: их родной город – никакой не украинский, а русский. И это притом, что в этих местах сегодня за подобные «шалости» могут запросто убить на месте – как во время фашистской оккупации. Неужто Украина начинает просыпаться?

Кто отважился?

На этот раз листовки оказались составленными не в политико-митинговой манере, но изящно, со словами уроженца Чугуева – великого русского живописца Ильи Ефимовича Репина из его переписки с художественным критиком Владимиром Васильевичем Стасовым:

Относительно меня Вы ошибаетесь, считая меня, наверное, малороссом: моя родина – Чугуев Харьковской губернии. Это городок – русский!

Листовками заклеили весь исторический центр города. Их читали и перед Покровским собором, и перед Императорским путевым дворцом (в котором, кстати, состоялась встреча Императора Александра II и пленённого имама Шамиля), и перед монументальным зданием бывшего Юнкерского училища.

Кто именно на фоне нынешней украинской «военной истерии» решился на подобное? Вот что отвечает на этот вопрос уроженец Чугуева и один из лидеров харьковской «Русской весны» Сергей Моисеев:

Листовки клеили наши, скажем так, «партизаны», которые не пали духом и понимают, что украинская власть – явление временное. И главное – что определённые события назревают. То есть они хотят напомнить и украинским властям, и российскому руководству, что Чугуев – русский город. И если хватит на сей раз в Кремле политической воли, то город должен быть освобождён.

Вспомнить всё

Сергей Моисеев родился в Чугуеве, как говорит он сам, «в километре от Репина». И поэтому про родной город свой знает всё. Чугуев был русским с момента своего основания. В 1638 году запорожский атаман Яков Остряница поднял восстание против поляков (именно об этих событиях роман Гоголя «Тарас Бульба»). Когда восставшие потерпели поражение, оставшиеся вместе с Остряницей ушли на территорию России. К которой ещё с 1503 года после второй русско-литовской войны отошли Черниговская, Сумская и Харьковская области нынешней Украины.

ЛИСТОВКА «ЧУГУЕВ — РУССКИЙ ГОРОД!». ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕЛЕКАНАЛУ ЦАРЬГРАД СЕРГЕЕМ МОИСЕЕВЫМ

Царь Михаил Фёдорович их принял и велел казакам строить город на берегу Северского Донца, на месте древнего Чугуева городища, где ещё при Иване Грозном стояла пограничная русская застава. Но, как видно, поляки не дремали: казаков подбили на бунт, те убили атамана и вернулись в Речь Посполитую – каяться. И тогда царь заселил недостроенный город московскими стрельцами да детьми боярскими, в числе около тысячи человек. От них и пошли чугуевцы – от чисто русского корня.

Это, кстати, и сами украинцы признают. Сергей Моисеев рассказывает:

Мне ещё в 2000 году доводилось спорить с украинскими националистами, которые доказывали, что «Харків – це Україна», но на вопрос о Чугуеве вынуждены были признать: «Про Чугуїв не можна сказати – це москальське місто».

А ещё Чугуев – город с почти 400-летней воинской историей. Чугуевское юнкерское училище дало России больше георгиевских кавалеров, чем какое-либо другое военное училище России. В Чугуеве базировался казачий полк, из которого набирали казаков в конвой Екатерины Великой. И элитный уланский полк, первым вошедший в 1815 году в покорившийся Париж. Кстати, Илья Репин был сыном чугуевского улана, и посему вряд ли мог себя считать кем-либо, кроме как русским. То есть военно-имперский дух служения здесь у людей, что называется, «в крови».

В ходе гражданской войны Чугуев входил в Донецко-Криворожскую республику, один из руководителей которой Фёдор Сергеев («товарищ Артём») буквально умолял Ленина включить эту республику в состав РСФСР. Однако, у «вождя» были другие планы: к моменту создания СССР в 1922 году большевики начали дружить с украинскими националистами (при содействии которых затем проводили в 1920-х принудительную «украинизацию» Малороссии), в частности – с изобретателем «отдельной украинской нации» русофобом Грушевским, и ряд русских территорий попали в состав Украинской ССР. Сегодняшняя Украина все памятники Ленину посносила, однако «подаренное» им не вернула.

Эти земли могли вновь стать русскими

Да, могли, в ходе «Русской весны» 2014 года. Но не стали. И виной тому – отнюдь не отсутствие воли народа, а банальное предательство руководства. Свидетельствует Сергей Моисеев – один из главных активистов «Русской весны» на Харьковщине:

Там столкнулись три проекта. Назовём их так: «русский», «бандеровский» и «хазарский». За последним стояли местные олигархи и, в частности, Коломойский. И в Харькове произошёл симбиоз «хазарского» и «бандеровского» проектов. Руководившие регионом Геннадий Кернес и Михаил Добкин 22 февраля на съезде должны были провозгласить, что столица Украины временно переносится в не покорившийся захватившей власть хунте Харьков. Но вместо этого они вдруг переметнулись, приняли резолюцию «ни о чём» и стали запугивать Януковича, что на него будет покушение. Тот в итоге сбежал. Фактически они «переобулись в полёте» и предали народ, который их избрал.

Да, в отличие от Крыма, Харькову с региональным руководством не повезло. В решающую минуту оно своих избирателей предало – сначала заблокировав создание Харьковской народной республики, а затем оставив людей один на один с хунтой и боевиками майдана. Сторонники «Русской весны» не сдавались: 1 марта над зданием администрации Харькова был поднят российский флаг, и город 1 месяц и 6 дней оставался «русским».

Но уже 6 апреля в Харьков вошло переброшенное с Западной Украины спецподразделение «Ягуар» – идейные бандеровцы, многие из которых вообще не говорили по-русски. Начались «зачистки», гонения и посадки: многие активисты попали за решётку, где просидели три года и более. По счастью, практически всех затем удалось обменять на пленных вояк СБУ, захваченных в плен в Донбассе.

Что с того?

Листовки в Чугуеве – добрый знак и свидетельство того, что и сегодня на Украине очень многие попавшие под власть бандеровского режима люди не дали пропаганде сделать себя «Иванами, не помнящими родства», заставить забыть о корнях своих и внушить, что русские им – не практически родные (даже не двоюродные!) братья, а «кляты москали».

Да, сегодня на волне военной истерии и ежедневной трансляции ненависти проявлять свои истинные симпатии небезопасно. Точно так же, как во времена гитлеровской оккупации. Но тогда тоже всё начиналось с того, что кто-то отваживался клеить листовки. А потом, в 1943–1944 годах, целыми городами высыпали на улицу, засыпая входившие русские танки цветами.

Кстати, на фоне последних новостей и истерики украинских каналов на тему «Россия вот-вот нападёт» и «Харьков будет потерян», как уверяет Моисеев, харьковчане начинают скупать цветы. Очевидно, готовясь к встрече «страшных русских оккупантов».

ВЛАДИМИР ХОМЯКОВ