ФОТО: MC_CLOUD / SHUTTERSTOCK.COM

Центробанк публично озвучил предложение, которое вынашивал не один год, – запретить криптовалюты на территории страны. Подход, конечно, радикальный, но оправдывает его регулятор заботой о гражданах нашей страны, которых необходимо оградить от «финансовых пирамид» и прочих вредных явлений.

Все «угрозы» изложены в докладе Центрбанка «Криптовалюты: тренды, риски, меры», в котором упомянуты и риски для рубля, и опасность, угрожающая благосостоянию граждан «из-за скачков курса», и выгоды для преступной деятельности вроде отмывания денег или хакерских атак.

Поэтому, считает регулятор, большая часть операций с криптовалютой должна быть запрещена. Это касается оплаты «криптой» товаров и услуг, майнинга, обмена и некоторых других операций.

Кроме того, Банк России посчитал необходимым запретить вложения в криптовалюты для финансовых организаций, а также исключить использование инфраструктуры финансового рынка России для осуществления любых операций с цифровой валютой. При этом запрет не распространяется на покупку и продажу криптовалют.

СКРИНШОТ: ЦАРЬГРАД.

Удивляет во всём этом аргументация ведомства Эльвиры Набиуллиной, которую иначе как странной назвать трудно.

Чего боится Центробанк

Эту инициативу регулятора в программе «Без цензуры» ведущий Никита Комаров обсудил с финансовым аналитиком Яном Артом.

Никита Комаров: Давайте сейчас разберём аргументацию Центробанка о том, что криптовалюта стимулирует отток капитала, увеличивает риск перетока активов с банковских депозитов в криптовалюты, снижает объём финансирования реального сектора экономики. Но, если задуматься, вся политика Банка России направлена как раз на достижение этих целей. Это им надо было что-то придумать, чтобы обосновать запрет криптовалют? Или у них какое-то раздвоение идёт?

Ян Арт: К сожалению, жизнь такова, что отток капитала, снижение финансирования реального сектора у нас в таком антиобъёме, что криптовалюта уже никак не может повлиять на фоне существующих проблем по этим направлениям. Общемировая капитализация криптовалют достаточно серьёзная, но это всё равно очень смешная сумма на фоне «классики».

Опасения регулятора понятны: действительно, за подрыв монополии государства на выпуск денег ещё французские короли били по голове французских герцогов. Этот вызов одинаков что для России, что для Америки, что для любой другой страны. Но в современном технологичном мире, как показывает практика, пытаться через запрет решать проблему – это путь в тупик.

Так что опасения ЦБ не беспочвенные. Да и майнеры не вызывают особой симпатии. У меня как-то пробки повылетали и технику пришлось менять, потому что в доме кто-то майнил (а в Средней Азии и вовсе случился массовый блэкаут – ред.).

Мне кажется, что вопрос пока не продуман. Недавно было заявление главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова о том, что через полгода будет принято окончательное решение о правовой конфигурации по этому вопросу. Я очень надеюсь, что эти полгода будут потрачены на более качественную проработку ситуации.

Вызов вполне понятен, все государства так или иначе, но увеличили контроль за жизнью людей – не только в России. Давно уже известен мем о том, что «300 камер в течение дня каждого лондонца ловят». И криптовалюта – это вызов обратный, тут вопрос довольно сложный.

Токены помогут обойти санкции

– Есть ли какие-то способы превратить эту блокчейн-технологию в драйвер развития экономики России или любой другой страны? Что для этого требуется?

– Об этом как раз сейчас и идёт разговор. С одной стороны, теоретически есть некая цифровая валюта, и она тоже является средством инвестиций, поэтому у нас потихоньку разрабатывается законодательство о цифровых активах, чтобы наши отечественные предприятия могли использовать токены.

Простой пример: на нас наложили санкции, а кто-то вне России, тем не менее, хочет вложиться в наше предприятие. Через токен он может сделать это практически анонимно. Это гипотетический пример, но такая ситуация вполне может быть.

Проще говоря, планетарное общество через такие схемы отвечает на вызовы государств. Таким образом возникает сотрудничество общества, а не государств. Но тут я понимаю и ЦБ, и силовиков: в криптовалюте же главное слово «скрытная». И вот здесь, конечно, возникает огромная чёрная дыра потенциальных злоупотреблений, что делает вопрос очень сложным.

Я бы пошёл по пути создания «песочницы». Это было впервые придумано англичанами в отношении какого-то ещё не узаконенного инструмента: мы вам даём на какой-то срок поиграться в рамках каких-то правил, чтобы посмотреть, что из этого получится. Мне кажется, что криптовалюты заслуживают именно «песочницы», а не запрета. Надо понять, какие тут существуют процессы и как их можно «оседлать», раз уж государство хочет это контролировать.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА