ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АЛИ ЮСЕФА

Что чувствует в русской крещенской купели сириец – человек, который ни разу в жизни не бывал в ледяной воде? На его родине даже зимой температура воздуха не опускается ниже плюс пяти. А летом там воздух раскалён, стоит сухой зной, запах Средиземного моря, оливковые деревья и цитрусы.

Из жаркой Сирии в русскую ледяную зиму Али Юсеф вошёл мужественно и вдохновенно. Говорит, что телу было трудно, сердцу радостно, а голове – интересно. Впервые он увидел, как русские ныряют в прорубь, в прошлом году. Сильно удивился и пошёл искать информацию об этой традиции. Из того, что нашёл, – решил, что так Бог отпускает грехи. Вознамерился попробовать.

В прорубь с головой

На берегу Невы возле Петропавловской крепости вечером 19 января – традиционная очередь. Она растянулась от бастиона до бастиона, чуть ли не до Троицкого моста. В толще льда вырезана крещенская купель. В этом году очередь движется медленно – в раздевалки пускают по пять человек, остальные пританцовывают на снегу и терпеливо ждут. Али Юсеф тоже терпеливо ждёт и даже почти не мёрзнет: в этом году Всевышний дал «тёплую» погоду – всего-то минус 2 в Петербурге.

Холодный невский ветер пахнет свежим сеном – его рассыпали на лёд, чтобы ныряющие не поскользнулись. Али Юсеф до самой проруби шёл спокойно. А вот уже в воде накатили эмоции… Окунулся быстро трижды – и бегом в тёплую раздевалку.

Пока только ноги были в воде – было нормально. А вот когда голова и плечи в воду вошли, меня как током ударило. Отпущения грехов не почувствовал, но было здорово. В следующем году опять пойду обязательно!

– делится с Царьградом впечатлениями Али.

Фото из личного архива Али Юсефа

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АЛИ ЮСЕФА

В Россию он приехал защищать докторскую диссертацию. Впервые в России побывал ещё 10 лет назад, но тогда визит был недолгим. Но для того, чтобы влюбиться в далёкую северную страну, Али времени хватило.

Почему-то сразу полюбил здесь всё. Мы знакомились с русской культурой, ходили в музеи, театры, и это было потрясающе! Глубокое уважение вызывает то, как русские бережно относятся к своей истории, как сохраняют культурное и историческое наследие. В Сирии не так. Наша страна – одна из древнейших на планете, но такого отношения к историческому наследию у сирийцев нет.

Али Юсеф уверен, что Петербург – лучший город на земле. Его потрясли не только дворцы и парки, но и то, что люди живут в старинных домах.

А вот русская кухня сирийцу не нравится. Говорит, что овощи, выращенные в теплице, – не настоящие. Для «правильного» вкуса нужно много солнца, специй и открытый огонь.

«Был бы человек хороший!»

Древняя Сирия — колыбель христианства, точка схождения разных религий. Во всём мире древнее Дамаска – только город Иерихон в Палестине. В Дамаске главной достопримечательностью называют мечеть Омейядов. Три тысячелетия назад, в арамейскую эпоху, на этом месте был храм Хадада (бога грозы), в римскую эпоху – храм Юпитера, в византийскую эпоху – христианская церковь святого Захария.

Когда арабы завоевали территорию, на этом месте построили мечеть. И она уникальна не только своей архитектурой. В центре молельного зала мусульманской мечети находится часовня Иоанна Крестителя, где покоится осечённая голова пророка. А юго-восточный минарет посвящён Иисусу Христу. Местное поверье гласит, что именно по этому минарету в Судный день спустится Иисус и его воинство. Поэтому каждый день на место, куда должна ступить нога Спасителя, стелют новый ковёр.

Али

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АЛИ ЮСЕФА

Но война перевернула привычный мир. Наблюдая за жизнью в России, за тем, как люди разных взглядов уживаются между собой, Али Юсеф говорит:

Русские люди замечательные. Они не пытаются собой подменить Бога, не судят. Не важно, какой религиозной конфессии или национальности человек, главное – чтобы он был хорошим. К сожалению, в Сирии не всегда так. Война, которая у нас идёт уже 11 лет, началась с того, что нашлись деятели и фанатики, они начали делить людей не по их человеческим, профессиональным качествам, а по религиозной принадлежности.

Русские отцы и дети

Ещё одним сильным впечатлением для сирийца стало то, что поколения русских очень отличаются друг от друга. Он говорит, что разница между теми, кто родился в Советском Союзе и после его распада – очень большая. По мнению мужчины, молодые русские ребята больше ориентированы на финансовую успешность, а любовь к Родине у них иногда вторична. Старшее поколение более патриотично и духовно ориентировано.

Самое счастливое время

Через два года Али Юсеф защитит свою докторскую диссертацию и вернётся в Сирию. Он надеется, что его связь с Россией не прервётся:

Самое счастливое время в моей жизни – это время, которое я провёл в вашей стране. Русские замечательные люди! С вами я почувствовал мир и покой в своей душе.

«Загадочная русская душа…Она предмет восторгов и проклятий», – писал поэт Евгений Долматовский. Понять русского человека, русский стиль жизни, русские обычаи, русскую кухню дано не всем. Гости из других стран не устают удивляться нашим реалиям – кто-то не может сдержать восхищения, ну а кого-то мы откровенно бесим. Самые яркие, неоднозначные и незабываемые впечатления иностранцев о России и её жителях – в проекте «Говорят иностранцы» на страницах Царьграда.

ЕЛЕНА ЧЕРНЫХ