Градус напряжения между коллективным Западом и Белоруссией продолжает расти. Несмотря на попытки официального Минска наладить диалог со странами Евросоюза и США, западные страны отказываются идти на конструктивный диалог и продолжают придерживаться общей политики санкционного давления. Очередным тому доказательством стала новая волна ограничений в отношении Белоруссии, которые, по официальной версии Запада, должны заставить белорусские власти начать демократические преобразования и прекратить шантажировать Евросоюз мигрантами.

Известно, что западные страны начали вводить санкции против республики еще с конца прошлого года, а их главными инициаторами стали ЕС, США, Великобритания и Канада. Так, первый пакет ограничений Брюссель принял еще 1 октября прошлого года, обосновав его действиями белорусских властей во время выборов президента и политическими преследованиями оппонентов Александра Лукашенко.

В самом начале санкции в отношении Белоруссии выглядели как реакция Запада на политические события в стране и, по сути, затрагивали только представителей власти
В самом начале санкции в отношении Белоруссии выглядели как реакция Запада на политические события в стране и, по сути, затрагивали только представителей власти

Тогда ограничения сводились к запрету на поездки в ЕС и замораживанию активов 44 человек. Позже были приняты еще три пакета санкций, которые охватили десятки белорусских чиновников и предприятий. При этом с каждым разом рестрикции все меньше касались событий 2020 года, а права и свободы человека стали упоминаться лишь как фон. Особенно открыто это проявилось в принятии Брюсселем летом нынешнего года отдельных секторальных санкций в ответ на инцидент с посадкой в Минске самолёта ирландской авиакомпании Ryаnair. Тогда впервые за долгие годы ЕС ввел санкции против целых отраслей белорусской экономики, которые должны коснуться калийной и табачной сферы, нефтепереработки и банковского дела.

Посадка в Минске самолета ирландской авиакомпании Ryаnair стала поводом для санкций ЕС… в отношении отраслей белорусской экономики
Посадка в Минске самолета ирландской авиакомпании Ryаnair стала поводом для санкций ЕС… в отношении отраслей белорусской экономики

Начало декабря стало новым этапом давления Запада на Белоруссию, когда Евросоюз, США, Британия и Канада согласовали совместные санкции против республики, официально связав их с миграционным кризисом на границе Белоруссии и ЕС. Стоит заметить, что реакция на произошедшее в Минске была неоднозначной, хотя глава правительства республики Роман Головченко и высмеял их, заявив, что готовили санкции непрофессионалы, так как в списках оказались предприятия, где доля государства менее 50%, а основными владельцами являются трудовые коллективы.

В частности, под принятые 2 декабря ограничения попали 19 белорусских компаний и организаций. Теперь западные рестрикции затрагивают практически все важные отрасли белорусской экономики, хотя и с некоторыми оговорками, которые, по сути, демонстрируют всю двуличность их введения. Например, санкции ЕС, куда теперь выходят 183 человека и 26 юрлиц, подразумевают заморозку их активов, а европейскому бизнесу запрещается работать с белорусскими компаниями из чёрного списка. Однако ограничения касаются лишь новых контрактов, а значит по заключённым ранее договорам стороны продолжат работать. Схожее решение приняла и Великобритания, которая объявила о заморозке счетов «Беларуськалия», но не уточнила, могут ли местные компании с ним сотрудничать. США в этом плане оказались более последовательными, хотя также дали время своим компаниям завершить до 1 апреля 2022 года все сделки с белорусскими контрагентами. Кроме того, Вашингтон запретил своим гражданам операции с Минфином и Банком развития Белоруссии лишь в сфере предоставления кредитов или покупки ценных бумаг, выпущенных после 2 декабря на срок более 90 дней. Санкции же Канады (24 фамилии и 7 юрлиц) оказались практически идентичными американским, в том числе и по списку лиц, попавших под ограничения.

Если обратиться к санкционнным спискам, то вырисовывается картина, которая свидетельствует не о желании Запада наказать Белоруссию за её строптивость, а о стремлении убрать республику как конкурента в некоторых областях мировой торговли, но с минимальным ущербом для западных покупателей. В частности, помимо введения ограничений в отношении официальных лиц, судей, журналистов государственных СМИ и представителей силовых ведомств, в списки попали «Белоруснефть», «Гродно Азот», «Белшина», авиакомпания «Белавиа», турагентство «Центркурорт», столичные гостиницы «Минск» и «Планета», Отдельная служба активных мероприятий (ОСАМ). Под санкции ЕС попала даже  сирийская авиакомпания Cham Wings, которую обвинили в пособничестве переброске мигрантов в Белоруссию. Американцы пошли ещё дальше, введя ограничения против «Белорусской калийной компании» (БКК) и её дочерней структуры на Украине «Агророзквит». Удар был нанесён и по работающему на калийном рынке «Славкалию» Михаила Гуцериева,   некоторым туристическим агентствам и предприятием ВПК: «Белтехэкспорт», «140 ремонтный завод», «Пеленг», а также символически по сыну Лукашенко Дмитрию и возглавляемому им «Президентскому спортивному клубу».

Новые антибелорусские санкции прицельно бьют по экономике республики, в том числе по «Гродно Азот»
Новые антибелорусские санкции прицельно бьют по экономике республики, в том числе по «Гродно Азот»

Абсурдности в ситуацию добавили санкции против двух транспортных самолётов Ил-76ТД и вертолёта «Славкалия» Agusta-Westland AW-139, в то время как «Белавиа» в американские списки не попала. Проще говоря, западные политики в очередной раз продемонстрировали свою двуличность, доказав, что вопросы демократии являются лишь ширмой для прикрытия их коммерческих интересов.

Стоит отметить, что новые рестрикции в отношении Белоруссии могут обернуться серьёзными последствиями для республики, хотя в руководстве страны и заявляют, что никаких потрясений местная экономика из-за них не понесёт, так как есть рынки России и Азии. Александр Лукашенко в своем интервью руководителю МИА «Россия сегодня» Дмитрию Киселёву и вовсе подчеркнул, что потери от санкций мизерные и он их даже не требует считать. В Минске рассчитывают, что напрямую западные санкции вряд ли критично навредят отдельным предприятиям в краткосрочном перспективе, о чём свидетельствуют данные статистики. Например, за первое полугодие в США было продано калийных удобрений только на $91,2 млн, что в два раза меньше прошлогодних показателей, но потери были компенсированы за счёт других направлений, в первую очередь контракта с Китаем. Тем более что западный рынок никогда и не был основным для производителей белорусских калийных удобрений, в отличие от Азии и Латинской Америки.

Совершенно ясно, что санкции в отношении «Белорусской калийной компании» Запад ввёл для того, чтобы потеснить белорусов на мировом рынке калийных удобрений. Фото: шахта БКК
Совершенно ясно, что санкции в отношении «Белорусской калийной компании» Запад ввёл для того, чтобы потеснить белорусов на мировом рынке калийных удобрений. Фото: шахта БКК

Вместе с тем с точки зрения средне- и долгосрочной перспективы потери могут быть более существенны, что признают и сами белорусские чиновники. По словам заместителя главы администрации президента Белоруссии Дмитрия Крутого, новые ограничения серьёзно затронут белорусский экспорт энергетической и нефтехимической продукции, принеся убытки в $250-300 млн в год. Его слова подтверждаются как статистикой, так и заявлениями официальных лиц. В частности, заместитель премьер-министра республики Юрий Назаров сообщил, что местные НПЗ только в этом году потеряли более $80 млн, хотя санкции ЕС ещё не начали действовать в полную силу. Тот же «Гродно Азот», который закончил прошлый год с большими убытками, сумел поставить в ЕС в 2020 году азотных удобрений более чем на $82 млн, которых может лишиться в будущем.

Дополнительной проблемой для белорусских предприятий являются  косвенные ограничения, с которыми они могут столкнуться. Например, возможны ограничения в транзакциях с участием банков-резидентов США или имеющих там филиалы. Великобритания, которая является крупнейшим хабом международной торговли, фактически закрывает окно для экспортных поставок и расчётов «Беларуськалия» и «Белнефтехима». К этому могут добавиться проблемы с привлечением иностранных инвестиций, страхованием торговых и иных сделок и прочее. В своей совокупности, всё это в обозримом будущем может привести к потерям от 3% до 10% ВВП Белоруссии. Ситуация может оказаться ещё серьёзнее в том случае, если к санкциям в полной мере присоединится Украина, которая является главным покупателем белорусских нефтепродуктов. Находящиеся под внешним управлением украинские власти вполне могут по указанию своих западных кураторов пойти на такой шаг даже в ущерб себе. Тем более что после заявления Лукашенко о признании Крыма российским МИД Украины уже назвал Белоруссию вражеской страной.

Со своей стороны, Минск может ответить на санкционное давление, хотя реальных инструментов для этого у него практически нет. Речь, например, может идти о дипломатических мерах, в том числе высылке из страны дипломатов, действия которых «носят деструктивный характер», запрете на работу в республике западных компаний, а также возможности ограничения транзита через Белоруссию, в том числе и энергоресурсов. Правда, последнее пока видится маловероятным, так как напрямую затрагивает интересы не только Белоруссии и ЕС, но и России, а также Китая с его инициативой «Нового шелкового пути». Однако развитие и такого варианта событий полностью отрицать нельзя, так как официальный Минск окончательно пришел к пониманию того, что с Западом можно говорить только с позиции силы. Именно поэтому МИД и премьер-министр республики уже заявили о подготовке ответных мер, которые будет «асимметричными, жёсткими, но адекватными».

В целом же в продолжающемся противостоянии со странами Запада Белоруссия по-прежнему старается первой не идти на конфликт, всё еще надеясь на голос разума в головах западных политиков. МИД республики делает всё возможное, чтобы найти точки соприкосновения с ЕС, в том числе недвусмысленно намекая на то, что продолжающееся санкционное давление может привести к потере государственности Белоруссии, что невыгодно самому Евросоюзу. В то же время это совершенно не означает, что Минск, как и прежде, будет спокойно смотреть на агрессивную политику со стороны Запада. Белорусские власти уже прошли ту стадию, когда ради консенсуса были готовы закрывать на все глаза и сегодня, при поддержке России, демонстрируют свою полную готовность идти до конца.

Виктор ГОРОДЕЦКИЙ