Подозреваю, что если сегодня спросить практически любого человека о том, когда в России было создано первое постоянное войско, то он с уверенностью ответит, что произошло это при Петре I в самом начале XVIII века.

С личностью царя-реформатора действительно связаны многие грандиозные преобразования, однако в данном случае он не был первопроходцем. Мы часто не учитываем то обстоятельство, что многие начинания Петра были следствием кропотливой работы его предшественников. Аналогичным образом дело обстоит и с армией, которая до начала его царствования уже формировалась на постоянной основе, а многие её офицеры прибыли в Московское царство из Европы.

История, к счастью, сохранила нам дату образования в Московском царстве первого постоянного войска. 1 октября 1550 года, согласно «приговору» Ивана Грозного, тысяча служилых людей была испомещена в Московском и окружающем уездах.

«Стрельцы», фрагмент картины С. В. Иванова «Царь. XVI век», 1902 г.

Создания постоянного войска настоятельно требовала военная обстановка того времени. Во-первых, Русь наконец-то объединилась и теперь московским государям приходилось защищать все её рубежи от вторжения иноплеменников. Во-вторых, возникла постоянная угроза со стороны Крымского ханства, которое несколько раз в год отправляло большие и малые отряды в набеги на пограничные земли. Чтобы их предотвратить, при Иване Грозном началось строительство Большой Засечной черты, обслуживание которой было возложено на новых служилых людей. В-третьих, Московское царство стремилось к внешним завоеваниям, а для этого настоятельно требовались постоянные войска, которые бы легко собирались, централизованно управлялись и мобильно выдвигались туда, куда требовалось.

Новое войско, которое было названо стрелецким (по роду вооружения) очень подходило для этих целей. Оно уже не было временным, набиралось на постоянной основе из «гулящих людей», управлялось особым Стрелецким приказом, и в скором времени стало профессиональным войском, в котором служили не только сами стрельцы, но и их дети мужского пола. Это позволяло передавать военные знания по наследству.

Любопытно, что при этом сама служба не была для стрельцов обременительной. В отличие от рекрутов петровской эпохи, они были вполне свободными людьми, которые жили в гарнизонах со своими семьями, а в свободное время занимались сельским хозяйством, торговлей и ремеслом. В некотором роде это стало их недостатком – обремененные семьями и хозяйством, стрельцы со временем оказались весьма тяжелы на подъём.

А. М. Васнецов «Стрелецкая слобода»

Военная организация стрельцов отличалась простотой и продуманностью.

В общем и целом они делились на столичных (выборных) и городовых. Как те, так и другие в мирное время несли гарнизонную службу, а в период войны выступали на поле боя. Главной военно-административной единицей были приборы, а с 1681 года – полки. Примерная численность полка составляла от 500 до 1000 человек.

Во главе каждого прибора (полка) стояли головы (полковники), которые, как правило, были из знатных дворянских семей. Их замещали полуголовы (подполковники) из той же социальной среды. Сотнями в полку руководили сотники, остальные руководящие должности занимали пятидесятники и десятники из числа стрельцов.

Полки бывали конными (стремянными) и пешими, вооружение – пищали, бердыши, пики и сабли.

Мы традиционно привыкли представлять себе стрельцов в красных кафтанах, однако в действительности единообразного вида у них не было. Разные полки имели разный цвет кафтанов.

Помимо обычных стрелецких полков, существовала и своеобразная гвардия. Свой стрелецкий полк имел патриарх, царский (стремянной) полк составлял охрану государя.

Жили стрельцы в специальных слободах вместе со своими семьями.

Одним из важнейших недостатков стрелецкой службы была её пожизненность. Впрочем, петровские рекруты, отбывавшие 25 лет без семьи и частной жизни, находились в ещё более тяжелом положении.

 

Первым случаем массового применения стрельцов стала Казанская война 1552 года, которая привела к падению Казанского ханства.

В дальнейшем стрельцы участвовали во всех военных кампаниях XVI – XVII веков, особенно отличившись в Ливонской войне, многочисленных кампаниях против Крымского ханства и московско-польских войнах. Во время русской Смуты стрельцы принимали участие во всех главных сражениях.

Наиболее известная битва, участие в которой стрельцов имело решающее значение, стала битва с татарами при Молодях.

Памятный знак на месте Молодинского сражения (Чеховский район Московской области)

Любопытно, что Петр I, позднее ставший главным врагом стрельцов, высоко оценил их участие в азовских походах. Их даже наградили памятными золочёными монетами. Впрочем, уже тогда, ещё до главного мятежа, он планировал их заменить регулярным войском.

Упомянутые выше недостатки стрелецкого войска со временем только усугублялись. Стрельцы все больше «утопали» в домашней жизни, отношение к службе становилось халатным, да и жалование им выплачивали не регулярно.

Армия Московского царства XVII века с трудом противостояла не только полякам и шведам, но и плохо вооруженным крымским татарам. С большим трудом были выиграна московско-польская война 1654-67 гг. При этом в XVIII веке поляки, турки или татары вообще не считались серьёзными противниками, что говорит об огромной эволюции, которая произошла в армии после реформ Петра I.

Как это часто бывает, сами стрельцы преувеличивали собственную значимость и отнюдь не считали себя архаикой.

Косвенным образом такому восприятию способствовал династический кризис после смерти царя Федора Алексеевича. Стремясь к власти, царевна Софья решила использовать стрельцов в собственных целях. На определённом этапе у нее это получилось. В 1682 году вспыхнул заранее спланированный стрелецкий мятеж, в ходе которого погибли некоторые близкие юному Петру люди, а сам он на некоторое время оказался под фактическим регентством старшей сводной сестры.

Н. Д. Дмитриев-Оренбургский «Стрелецкий бунт», 1862 год

Впрочем, быстрая победа обернулась будущей катастрофой. Петр ничего не забыл и исподволь готовился к ликвидации стрелецкого войска. Из его «потешных» полков вырастало войско регулярное. Новый мятеж 1698 года стал роковым для стрельцов. Несмотря на то, что участие в нем приняли лишь московские полки, опала распространилась на всех.

Впрочем, ликвидация стрелецкого войска не случилась в одночасье. Многие стрельцы приняли участие в Северной войне, в том или ином виде стрелецкие части длительное время сохранялись в провинции.

Сыграв свою роль, стрелецкое воинство стало достоянием истории. В настоящий момент их роль в русской военной истории оценивается достаточно высоко, а специфика службы изучается историками. А 1 октября празднуется как День Сухопутных войск России.

Аркадий ВЕРТЯЗИН