ФОТО: PATRICK SEEGER / GLOBALLOOKPRESS

В КНДР проведено испытание крылатой ракеты большой дальности. Тем самым Северная Корея, недавно освоившая ядерное оружие, полностью вошла в число великих военных держав планеты. И кислее всего от этого придётся японцам.

Северокорейский политический язык великолепен:

Разработка крылатой ракеты большой дальности – стратегического оружия, имеющего большое значение в достижении главной цели пятилетки развития оборонной науки и разработки системы вооружений, – за прошедшие 2 года продвигалась по научному и надёжному процессу разработки системы вооружений. В ходе работ успешно завершились испытания детальных частей, десятки наземных испытаний сопла двигателя, различные испытательные полёты, испытания управления и наведения, испытания мощи боеголовки.

Мало кто это помнит, но в советские годы немало людей ездили в магазин зарубежной книги на Тверской (тогда – Горького), чтобы прикупить свеженького из северокорейской прессы и потом со значением в голосе зачитывать тексты из неё. Под взрывы смеха – как по поводу лютой даже по коммунистическим временам идеологичности этих текстов, так и по поводу совершенно особого принципа употребления корейского языка, отчего оный относили к отдельному лингвистическому явлению – северокорейскому языку.

Однако от нынешнего сообщения Центрального телеграфного агентства КНДР (ЦТАК) понимающим людям в Южной Корее, Японии и США было не до улыбок. Потому что известие об успешном испытании северокорейской крылатой ракеты большой дальности предвещает в недалёком будущем серьёзные колебания баланса сил на Дальнем Востоке, и без того не сильно устойчивого.

Что за ракета?

Итак, Центральное телеграфное агентство КНДР (ЦТАК) объявило, что «Академия оборонных наук Корейской Народно-Демократической Республики успешно провела испытательные пуски недавно разработанной крылатой ракеты большой дальности нового типа».

Запущенные крылатые ракеты большой дальности по определённой овальной и 8-образной траектории пролетели над территорией нашего государства 7580 секунд, и затем попали в цель дальностью около 1500 километров,

– говорится в сообщении.

Далее последовали закономерные самовосхваления о «превосходном подтверждении эффективности и практичности применения системы вооружений», о «блестящем плоде политики нашей партии об отдаче приоритета оборонной науке и технике», «эпохальном достижении оборонной отрасли», «ещё одной демонстрации неиссякаемой мощи оборонной науки и техники, военной промышленности нашей страны». Это всё мы пропускаем как не информативное.

Тамагавк

ПОГРУЗКА КРЫЛАТОЙ РАКЕТЫ «ТАМАГАВК». ФОТО: U.S. NAVY / GLOBALLOOKPRESS

А что же информативно?

Первое – что судя по озвученным данным и двум официальным фотографиям, новая крылатая ракета КНДР похожа на американский «Томагавк». Очень похожа. Очень похожа на те, что американцы теряли в Сирии и Ираке, откуда они неизбежно должны были оказаться в Иране. А между Ираном и КНДР, если кто не знал, уже десятки лет наличествуют тесные связи в ракетной области. Немало иранских ракет своими соплами опираются о северокорейские технологии. Так что ответная «благодарность» в виде оговорённого обмена данными и захваченными у врага изделиями наверняка подразумевается.

Второе. Если это – клон «Томагавка», то перед нами – ракета действительно большой дальности. Под 2–2,5 тысячи километров. Полторы тысячи нам объявили достигнутыми, но это только потому, что небольшой Северной Корее (710 км между самыми отдалёнными точками материковой территории) просто негде проводить более масштабные испытания, разве что запускать ракеты по многократным восьмёркам. Что это значит? То, что ракета с таким радиусом до США не дотягивается. Для Южной Кореи её дальность избыточна, Китай и Россия в качестве цели не годятся по геополитическим и военным соображениям.

Остаётся Япония. А как в Корее – в обеих Кореях – «любят» Японию, не стоит и напоминать. Даже в Южной Корее все подходы к японскому посольству заблокированы техникой, и полиция его охраняет усиленно.

Японцев вообще трепетно ненавидят все, кто проживает в радиусе двух тысяч километров от их архипелага. Лишь мы о чём-то ещё пытаемся договариваться и печалимся об отсутствии взаимопонимания в вопросе Курильских островов.

Приманка для американцев

Есть и третье – возможно, главное. Судя по имеющейся информации, крылатую ракету запускали с подвижной пусковой установки. Это ничего особенного не значило бы, если бы у КНДР не было ядерных боеголовок. Но они есть. И даже стоят на тактических и баллистических носителях, способных доставлять (как межконтинентальная баллистическая ракета «Хвасон-15») полезную нагрузку массой до 2,5 тонны вплоть до восточного побережья США. Переход на подвижные платформы – а «Томагавки» могут нести и ядерные заряды – означает, что Северная Корея вырвалась из-под «проклятья полигонов». То есть на случай часа «Ч» японский, южнокорейский и американский спецназы и авиация ничего не добьются, выведя из строя хорошо им известные стартовые площадки северокорейских ракет.

КНДР

ПРОВОЗ БОЕВЫХ РАКЕТ КНДР ВО ВРЕМЯ ВОЕННОГО ПАРАДА. ФОТО: CHENG DAYU / GLOBALLOOKPRESS

Таким образом, КНДР можно смело причислять к странам, обладающим всеми основными возможностями великих в военном смысле держав: ядерное оружие, полноценные ракетные технологии, а теперь ещё и крылатые ракеты подвижного базирования. Это уже не шутки – ни по поводу северокорейского языка, ни вообще. Американцы не зря струсили в 2017 году, когда отправили было по душу Ким Чен Ына три авианосца, но вовремя успели их оттянуть назад и сделать вид, что ничего не было.

Если же ограничиться региональным уровнем, то нынешнее испытание в очередной раз подтвердило, что в региональной геополитике Корейского полуострова практически все северокорейские ракеты де-факто являются стратегическими. И Южная Корея, при всём своём экономическом и техническом превосходстве над КНДР, не может обойтись без американского «зонтика» до тех пор, пока раздел Кореи будет продолжаться, а КНДР – существовать.

И в этом – определённый минус для России, которой приходится считаться не столько с ядерно-ракетным потенциалом КНДР (трудно сейчас представить себе войну между нашими странами), сколько с тем, что оный потенциал будет привлекать и усиливать американское присутствие на Дальнем Востоке и в Южной Корее в частности. Чем страшнее КНДР, тем больше американцев у наших юго-восточных окраин. Может быть, сам по себе американский контингент в регионе и не увеличится сразу, но его технический и технологический потенциал явно будет наращиваться.

* * *

В то же время северокорейский ракетный фактор позволяет России и вовсе не обращать внимания на японские эскапады по поводу Курильских островов. Москва и так-то всё более лениво отмахивается от визгов из Токио, а далее и вовсе достаточно будет цинично указать пальцем на КНДР и процитировать то место из сказки Пушкина, где речь идёт о соревновании чертёнка с «меньшим братом».

АЛЕКСАНДР ЦЫГАНОВ