Кризис во взаимоотношениях между Белоруссией и Западом продолжает сохранять свою остроту. Несмотря на то, что в самой республике на сегодня практически полностью подавлено любое сопротивление властям, за пределами страны по-прежнему считают, что режим Александра Лукашенко вот-вот падёт, и стоит только немного на него надавать. Этот тезис усиленно продвигается бежавшими из Белоруссии оппозиционными деятелями, которые сегодня группируются вокруг экс-кандидата в президенты Светланы Тихановской и бывшего министра культуры республики Павла Латушко. Именно эти два политика стали центрами притяжения диссидентского движения и именно здесь формируется повестка дня по Белоруссии для Запада. Параллельно, в Евросоюзе продолжают отрытую антибелорусскую деятельность ряд стран, в первую очередь Литва, Латвия и Польша, которые в последние месяцы стали основными инициаторами санкций против официального Минска. При этом, если пристальнее посмотреть на требования усиления давления на Белоруссию со стороны Вильнюса или Варшавы, то оказывается, что они призваны не столько заставить Лукашенко уйти, сколько разрушить белорусскую экономику. Это тем более очевидно, если понимать, что никакая санкционная политика не сможет сменить белорусский политический режим, а сами санкции уже давно утратили свой первоначальный смысл.

В настоящее время рестрикции против Белоруссии ввело большинство стран западного мира, как по отдельности, так и вместе. Особое место занимают ограничения США и Евросоюза, которые напрямую затрагивают экономику республики. В первом случае санкционное давление оказывается не только на политиков и чиновников Белоруссии, но и на нефтехимический комплекс республики, а потенциально и на финансово-кредитную сферу. Европа же с сентября прошлого года четырежды вводила санкции, которые коснулись целых секторов экономики Белоруссии. 2 сентября стало известно, что ЕС приступает к разработке пятого пакета ограничений, который будет, пожалуй, самым странным за всю историю белорусско-европейских отношений.

Примечательно в данном случае то, что уже четвёртый пакет санкций Евросоюза не был связан с прошлогодними политическими событиями в Белоруссии. Для его введения европейским политиками был использован инцидент с посадкой в Минске самолета авиакомпании Ryanair и задержанием разыскиваемого в республике оппозиционера Романа Протасевича. Беглый блогер, которого белорусские правоохранители обвиняли в экстремизме и внесли в список лиц, причастных к терроризму, прекрасно сыграл роль катализатора для новой волны давления на Минск. Сам Протасевич сегодня находится на свободе, ведет свои блоги и охотно раздаёт интервью. Однако именно его задержание официально стало причиной для секторальных экономических санкций, которые определённым образом можно связать, например, с происходящим сегодня переделом мирового рынка калийных удобрений.

Одновременно это давало возможность странам Прибалтики потребовать себе дополнительное финансирование из-за грядущего отказа Минска от работы с литовскими и латвийскими портами в пользу России. Вильнюс, а также Варшаву и Ригу, которые являются прямыми проводниками интересов США в регионе, не интересует развитие демократии в Белоруссии, их заботят собственные интересы и похвала из Вашингтона. Поэтому здесь только и ждали очередного повода, чтобы поднять вопрос о новых санкциях против Минска, и он появился в виде мигрантов на границе Белоруссии с ЕС.

О том, что Евросоюз может принять пятый пакет санкций в отношении Минска, говорится ещё с мая. И уже тогда эту тему активно продвигали не только прибалты, но и беглые белорусские оппозиционеры, многие из которых контролируются США, в частности советник Тихановской Франтишек (Франак) Вячорко. В Белоруссии и вовсе считают, что диссиденты получают «откаты» за введённые санкции. По словам заместителя государственного секретаря Совета безопасности республики Владимира Арчакова, «можно реализовывать простые бизнес-схемы: то есть белорусские предприятия выдавливаются с рынка, их место (примеры есть) занимают, «как ни странно», литовские и польские конкуренты»«Ну а инициаторы этих санкций, беглые, получают откаты. Вот и вся подоплека этих санкций», – отмечал он.

По официальной версии, новые рестрикции связаны с так называемым миграционным кризисом, который образовался на границах Белоруссии со странами ЕС. Варшава, Вильнюс и Рига, а с ними и Брюссель обвиняют белорусские власти в том, что они используют беженцев из стран Азии и Африки в качестве инструмента шантажа и искусственно создают напряжение на границах. При этом слова о репрессиях против гражданского общества, свободе слова и прочем в связи с новыми ограничениями звучат лишь как фон.

По имеющейся на сегодня информации, новые санкции должны стать ответом на «вопиющее нарушение международных норм» Лукашенко и его окружением. В ЕС считают, что именно белорусский режим организовал доставку из Ирака и других стран к границе ЕС беженцев, которых сегодня сама Европа отказывается пускать на свою территорию. Как известно, Польша, Литва и Латвия выдворяют нелегальных мигрантов обратно в Белоруссию, хотя и белорусская сторона не даёт им вернуться. Здесь стоит напомнить, что на других границах ЕС с беженцами обращаются по-иному и заявлений о том, что какая-то страна шантажирует Европу мигрантами не слышно. Подобное упоминалось ранее в отношении Турции, но и тогда беженцев старались не выталкивать обратно, как это сегодня происходит на границе с Белоруссией. Правда, об этом европейские чиновники и белорусские оппозиционеры предпочитают не говорить, чтобы не выглядеть неприглядно в глазах тех, кто еще верит в европейскую демократию и права человека.

Главным инициатором пятого пакета санкций стала Литва, которая больше остальных соседей Белоруссии страдает от наплыва мигрантов. Если за весь прошлый год  литовские пограничники задержали менее 100 нелегалов, то в этом году их число превысило 4000. В таких условиях Вильнюсу нужно не столько наказать Белоруссию, сколько обосновать новые требования для получения очередной финансовой помощи со стороны ЕС, а также решить еще ряд вопросов, что без признания «гибридной агрессии» со стороны официального Минска сделать будет сложно. Принятие же новых санкций вполне может открыть Вильнюсу новую статью доходов бюджета. Неслучайно основным предложением Литвы стало внесение в санкционный список авиакомпании «Белавиа», которой уже закрыт доступ в воздушное пространство ЕС, а также белорусских туристических фирм, якобы «способствующих нелегальной миграции из Белоруссии». Политическая тематика, как и в прошлый раз, сегодня находится на втором плане, хотя в списки и предлагают внести судей и прокуроров, «участвующих в репрессиях против белорусского народа». Кроме того, чиновники из Латвии и Литвы предложили также разработать специальный «набор инструментов» для противостояния гибридным атакам, а в ЕС намерены добиться помощи от стран происхождения мигрантов.

Вместе с тем неэффективность санкций и их странность все больше становятся очевидными. В том числе и для оппонентов белорусского режима. В частности, один из представителей «классической» оппозиции, известный националист и русофоб Зенон Позняк, который является главой Консервативно-христианской партии БНФ, жёстко раскритиковал и Тихановскую, и ее окружение, сравнив их с Лукашенко в стремлении через требования к санкциям «уничтожить общество». По его словам, «история не имеет примеров, чтобы санкции уничтожили диктатуру и власть диктатора, заставили бы диктатора отказаться от власти», а потому «нужно требовать от них остановиться, приостановить экономические санкции против народа Белоруссии, прекратить политику тотальной экономической блокады». Позняк считает, что «в самом начале гибридной войны, чтобы остановить эскалацию, нужно потушить костры с обеих сторон, это значит – начать разговаривать». Это заявление уже вызвало неоднозначную реакцию в среде белорусской оппозиции, так как назвать Позняка сторонником Лукашенко ни у кого не повернётся язык. Однако вряд ли Тихановская или Латушко, которые живут за счет ЕС и США и полностью ими контролируются, задумаются над правдивостью его слов и перестанут требовать удушения экономики Белоруссии. Этот процесс важен не им, а странам Запада, для которых главной целью сегодня является не смещение Лукашенко (они с ним прекрасно уживались 26 лет), а продвижение собственных интересов, как политических, так и экономических. Эффективность санкций для Запада находится в другой плоскости – Белоруссия не нужна как страна с развитой экономикой, а лишь как сырьевой придаток, наподобие нынешней Украины, которым можно будет управлять, не допуская здесь российского влияния. Остальные цели – только для внешнего зрителя, неискушённого ни в политике, ни в экономике.

Виктор ГОРОДЕЦКИЙ