ФОТО: PAVEL L PHOTO AND VIDEO / SHUTTERSTOCK

Глава оборонного ведомства России Сергей Шойгу выступил с планом развития Сибири. По мнению министра обороны, в этом регионе следует построить несколько новых городов-миллионников. План Шойгу вступает в очевидное противоречие с наработками вице-премьера Марата Хуснуллина, который предложил сконцентрировать усилия власти на развитии мегаполисов, агломераций и так называемых опорных пунктов в субъектах.

Министр обороны России Сергей Шойгу выступил с предложениями по развитию Сибири и презентовал своё видение перспектив этого региона. По мнению главы оборонного ведомства, здесь необходимо построить несколько крупных индустриальных центров с населением не менее одного миллиона человек. Новые города-миллионники, традиционно выполняющие в нашей стране роль научных центров, станут хорошим подспорьем не только для Вооружённых сил, но и для всего государства. Нужно понимать, что Сергей Кужугетович представляет правящую партию (возглавляет партийный список «Единой России» на предстоящих выборах) и потому его позиция имеет огромный вес при разработке долгосрочных планов на будущее.

Фактически идеи Шойгу серьёзно противоречат мнению заместителя председателя правительства России Марата Хуснуллина. Вице-премьер считает, что правительство должно в первую очередь сделать ставку на агломерации, мегаполисы и так называемые опорные пункты. В каждом субъекте Марат Шакирзянович считает необходимым создать по десять-пятнадцать таких «опорников» и направлять деньги, прежде всего, туда.

Свою позицию он обосновывает примером недавней пандемии. С одной стороны, скученность населения привела к росту числа заразившихся новой коронавирусной инфекцией. С другой же, более высокий уровень развития социальной и транспортной инфраструктуры позволил быстро наладить стандарт лечения, разместить в больницах большое число пациентов и спасти не одну тысячу жизней. По мнению Хуснуллина, выбор его стратегии позволит подстегнуть рост качества жизни граждан и не распылять бюджетные средства.

Что с того?

Россия, как известно, самая большая страна на планете. При этом по численности населения (146,1 миллиона человек) мы занимаем только девятое место, уступая, например, маленькому Бангладеш (179,1 миллиона). Небольшая островная Япония имеет сопоставимую с нами численность – 125,4 миллиона. Всё это накладывается на неравномерность заселения России. Всего лишь в двух агломерациях, Московской и Петербургской, проживает 16% населения. В Европейской части нашей страны живёт 68,5% граждан, невзирая на то, что она составляет менее 21% территории.

Кроме того, проблема усугубляется поистине катастрофической демографической ситуацией. К 2024 году, согласно официальному прогнозу, количество жителей России сократится на 1,7 миллиона человек – и это учитывая миграционный приток. Не секрет, что быстрее всего уменьшается число русских, в то время как миграционный прирост дают представители народов Закавказья и Средней Азии. Помимо этого, наши соотечественники стареют: средний возраст ещё два года назад пробил отметку в 40 лет. На момент распада СССР он был на пять лет ниже. Совершенно очевидно, что если бы не бум рождаемости среди представителей национальных меньшинств, особенно на Северном Кавказе и в мусульманских регионах, показатель был бы ещё хуже.

Чтобы русский народ смог удержать за собой принадлежащие ему огромные и богатые пространства, он должен решить демографическую проблему и полноценно освоить необжитые земли. В этой связи план Шойгу выглядит предпочтительнее, чем план Хуснуллина. Просто развивать уже имеющиеся агломерации – значит, принципиально не изменять ничего. В то же время следует дополнить проект министра обороны: новые агломерации в Сибири не должны создаваться за счёт обескровливания других субъектов. Стоит подумать о целевой программе привлечения большого числа мигрантов из близких в этнокультурном отношении стран: Белоруссии, Украины, Молдавии, Казахстана, стран Балтии. В этом отношении нельзя не вспомнить то, как заселялась Русская Азия столетие назад, когда перед нами стояла схожая задача (так, из общего числа переселившихся в дальневосточную Приморскую область в 1858–1914 годах малороссы составляли ни много ни мало около 70%).

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ