ФОТО: NIKOLAY GYNGAZOV / GLOBALLOOKPRESS

Министерство финансов и Министерство экономического развития России вступили в спор по поводу прогнозов роста ВВП, уровня инфляции и мировых цен на нефть. Кроме того, ведомство Антона Силуанова явно не обрадовалось предложениям Максима Решетникова о крупных инвестиционных вливаниях в инфраструктурные проекты за счёт Фонда национального благосостояния. Чем закончится противостояние двух министерств, пока неясно, но симпатии государственников явно должны быть на стороне Минэка.

Министерство финансов вступило в спор с Министерством экономического развития России по поводу прогноза экономического роста и мировых цен на нефть. По мнению ведомства Антона Силуанова, расчёты Минэка относительно роста внутреннего валового продукта являются заниженными, а предполагаемой стоимости нефти, напротив, завышенными. По соображениям Минфина, рост ВВП в 2021 году составит 4% (этому способствуют активные темпы восстановления национального хозяйства после пандемийного спада), инфляция значительно превысит 5% (из-за повышения продовольственных цен на мировых рынках и посткризисного восстановления спроса). Минэкономразвития считает, что рост будет в районе 3,8%, а уровень инфляции удержится в районе 5%. Впрочем, оценки ведомства Максима Решетникова нельзя считать окончательными – в текущем месяце ожидается уточнение прогноза.

Что касается стоимости чёрного золота, Минэк предполагает планку 60,8 доллара за баррель через два года и 57,4 доллара – через три года. Министерство финансов не согласно и приводит свою аргументацию:

  • в соответствии с соглашением в рамках ОПЕК+ к концу следующего года главные нефтяные державы восстановят докризисный уровень добычи, а значит, создадут огромное предложение;
  • страны Запада (включая США, Канаду, Японию, Австралию, Новую Зеландию и прочие) всё более активно проталкивают климатическую повестку, что негативно скажется на экспорте «неэкологичной» нефти;
  • благодаря технологическому развитию существенно снизится себестоимость нефтедобычи, соответственно, снизится наценка, вызванная стремлением окупить траты на этот процесс изъятия чёрного золота из недр.

Противоречия между двумя ведомствами всё нарастают. Ещё ярче, чем в споре о будущих основных экономических показателях, это проявляется в столкновении интересов Минфина и Минэка в отношении траты денег из Фонда национального благосостояния. Вполне вероятно, что критика прогнозов Минэка – своеобразная «ответочка» министра финансов на инициативы Решетникова, касающиеся ФНБ. Либерально-монетаристская позиция Антона Силуанова давно известна: складывать деньги в «кубышку» и ни в коем случае не давать их на развитие экономики (только под сильнейшим давлением, нередко – лично главы государства). Максим Решетников, отстаивая позиции реального сектора, предлагает отойти от этой порочной практики и начать наконец инвестировать в развитие.

Что с того?

Главные баталии разворачиваются вокруг корректировки так называемого бюджетного правила, согласно которому все сверхдоходы России от экспорта нефти и природного газа направляются в Фонд национального благосостояния и инвестируются только в высоколиквидные иностранные активы. Когда ликвидная часть «кубышки» превышает 7% от внутреннего валового продукта, деньги могут выделяться на крупные инфраструктурные проекты внутри страны.

Министерство экономического развития предложило сохранить на прежнем высоком уровне лимит трат из ФНБ (в 2021-2024 годах они должны составить 1,6 триллиона рублей). При этом выделение средств на проекты, где требуется закупка большого количества заграничного оборудования (как, например, газовый комплекс в Усть-Луге Ленинградской области), должно производиться сверх данного высокого лимита.

Точка зрения Максима Решетникова больше соответствует интересам русской экономики и принципам государственного капитализма. При всём том, что траты из ФНБ должны непременно сопровождаться изменением политики Центрального банка, инфраструктура требует денег, а экономическая конъюнктура вполне позволяет их грамотно расходовать.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ