Ещё совсем недавно противники президента Белоруссии Александра Лукашенко, среди которых значительное число националистов и откровенных русофобов, называли страной, опасной для своего пребывания, Россию. Поэтому многие из них с удовольствием уезжали в страны ЕС в надежде получить полное обеспечение по мотивам политического преследования. Украина также казалась многим тем местом, где демократия расцвела во всей своей красе, и где можно без оглядки заниматься политикой. Однако события последнего времени повергли в шок многих беглых белорусских радикалов и националистов, которые уже поставили под сомнение свою безопасность на украинской земле. В частности, речь идет о смерти руководителя «Белорусского дома» Виталия Шишова, который пропал 2 августа и был найден на следующий день повешенным в киевском парке недалеко от своего места жительства. В настоящий момент украинская полиция проводит необходимые следственные действия, однако уже понятно, что данное происшествие получило серьёзную политическую окраску.

Полиция на месте происшествия
Полиция на месте происшествия

Стоит напомнить, что после президентских выборов в Белоруссии в августе 2020 года и подавления в республике уличных акций протеста, из страны потянулись местные противники Лукашенко, которые опасались преследования со стороны белорусских властей. Украина для многих стала самым простым местом релокации: белорусам не нужна виза, схожее культурно-языковое пространство, а жизнь гораздо дешевле, чем в Евросоюзе. Особенно Украиной заинтересовались местные националисты, футбольные фанаты и обыкновенные хулиганы, которые так и не нашли свое место в повседневной жизни и которых не сильно хотели бы видеть у себя страны ЕС. Между белорусскими и украинскими радикальными элементами уже давно существовали тесные связи, и неудивительно, что последние вовсю помогали своим «братьям» не только устроиться на новом месте, но и продолжить «шатать» режим Лукашенко. Когда стало понятно, что майдана в Белоруссии не будет, Киев наряду с Вильнюсом и Прагой превратился в один из центров белорусской диссидентской оппозиции. Здесь как грибы после дождя стали расти различные организации и фонды, которые за счет пожертвований и западных грантов обещали помочь политическим беженцам в их борьбе с Лукашенко, но на территории Украины.

Например, в прошлом году появились Антикризисный центр «Белорусский дом» и Благотворительный фонд «Белорусский дом в Украине». Обеими организациями руководила довольно известная в свое время в Белоруссии активистка националистических движений «Народная Грамада» и «Европейская Беларусь» Елена Филатова. Созданные организации, как и все другие подобные, официально помогали с жильём и трудоустройством белорусам и существовали за счет пожертвований, в том числе и из-за рубежа. Кроме того, был организован Центр «Свободная Белоруссия» – его создала живущая на Украине с 2015 года Полина Бродик, известная своими откровенно русофобскими взглядами. Ранее именно она организовывала «женские марши» в районе посольства Белоруссии, а к её деятельности подключились белорусский оппозиционер Антон Родненков и советница члена оппозиционного Координационного совета Павла Латушко (сейчас в Польше) Юлия Каминская.

Помимо этого, появился «Белорусский кризисный центр во Львове», который работает в структуре Украинского благотворительного фонда «Наш Дом». Именно эта организация недавно открыла первую белорусскую языковую школу для белорусов (учитывая тот факт, что белорусский язык в Белоруссии – государственный наряду с русским, «языковая школа» во Львове выглядит как минимум странно). Существует и Белорусский благотворительный фонд «Майдан», одним из учредителей которого в ноябре 2020 года была белоруска Елена Васильева, бежавшая из республики из-за связей с обвиняемым в терроризме Николаем Автуховичем. Есть еще инициатива «Родной угол», организация «Беларусь. Путь к победе. Дорога к победе. Путь к победе» белорусского радикала и националиста Сергея Чыслава (Бульба)… Все это далеко не полный список того, что появилось на Украине как в зарегистрированной, так и в неформальной формах для поддержки белорусской оппозиции. И «Белорусский дом», которым руководил ныне покойный Шишов, был одной из самых активных и, судя по организаторам и участникам, радикальных организаций.

В частности, «Белорусский дом» и «Белорусская альтернатива» были зарегистрированы в Минюсте Украины в конце 2020 года Виталием Шишовым и Родионом Батулиным. При этом известно, что обе организации связаны с Сергеем Коротких (Боцман, Малюта), который в свое время был командиром разведроты полка «Азов» (организация, запрещенная в РФ), а также руководителем «отдела охраны объектов стратегического назначения при департаменте Государственной службы охраны МВД Украины», связанного с «Национальным корпусом» (тот же «Азов», но в другой обёртке). Руководивший «Белорусским домом» Шишов также не отличался спокойным нравом и появился осенью прошлого года на Украине из-за того, что активно участвовал в белорусских акциях протеста, после чего спешно бежал из страны.

Деятельность «Белорусского дома» была довольно обширной: от помощи мигрантам, до проведения различных акций, в том числе и связанных с внутриполитической повесткой дня на Украине. Недавно они начали сбор денег на новый памятник в Киеве белорусам, участвовавшим в событиях на майдане и погибшим в составе добробатов на Донбассе. 1 августа участники «Белорусского дома» провели очередную акцию у посольства Белоруссии в Киеве в честь дня рождения найденного в конце прошло года повешенным под Минском футбольного фаната Никиты Кривцова. Примечательно: по имеющейся сегодня информации, живущий в Киеве брат Кривцова Павел является не только белорусским неонацистом, но и участником военных действий на Донбассе в составе так называемых добровольческих (в народе – карательных) батальонов.

Таким образом, суть деятельности «Белорусского дома» вполне ясна и не требует дополнительных объяснений. Поэтому неудивительно, что смерть Шишова вызвала такой резонанс не только среди белорусских националистов и оппозиции, но и на Украине, где уже поспешили заявить о причастности к происшествию белорусских спецслужб. Об этом 3 августа в лице Алексея Гончаренко заявила межфракционная группа Верховной Рады «За демократическую Белоруссию», по мнению которой «есть обоснованные подозрения насчет режима диктатора Лукашенко», а «Виталий Шишов мог быть убит белорусскими спецслужбами или наёмниками за его оппозиционную деятельность». В схожем русле высказался и экс-глава украинского МИД Павло Климкин, по словам которого, сегодня стоит вопрос о том, можно ли «доверять самим себе и своим спецслужбам», которые «должны смотреть за руководителями оппозиции режиму Лукашенко на нашей территории».

Ухватились за происшествие и белорусские оппозиционеры, которые буквально неделю назад заявляли о том, что КГБ Белоруссии готовит некую масштабную операцию по поимке «наиболее влиятельных сторонников оппозиции за рубежом» под название «Трест». По заявлению разыскиваемого в Белоруссии представителя инициативы бывших силовиков республики BYPOL Игоря Макара, в ней участвуют сотрудники белорусских посольств и консульств. Не осталась в стороне и так называемая лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская, которая выразила свои соболезнования близким Виталия Шишова, заявив, что «белорусы не могут быть в безопасности даже за границей, пока есть те, кто пытается мстить им и прятать правду, избавляясь от свидетелей».

В целом же общая направленность последних заявлений со стороны белорусской оппозиции и украинских политиков свелась к тому, что «всё меньше сомнений с момента его исчезновения, что это спланированная чекистами операция по ликвидации действительно опасного режиму белоруса». При этом стоит напомнить, что другие убийства, в том числе и оппонентов украинской власти или просто выступающих за восстановление отношений с Россией (можно вспомнить Олеся Бузину), которые стали чуть ли не обыденностью для постмайданной Украины, не интересуют ни местных, ни белорусских, ни европейских политиков.

Можно сделать вывод, что смерть Шишова, вне зависимости от того, был это суицид или какие-то разборки местных националистов, будет полностью политизирована и использована для дальнейшей дискредитации режима Александра Лукашенко. Об этом уже свидетельствуют заявления из ЕС, а также информация о якобы причастности к произошедшему не только белорусских, но и российских спецслужб. При этом нигде не упоминается о том, что Украина уверенно превращается в страну, где никто не может чувствовать себя в безопасности, вне зависимости от политических взглядов или социального статуса. Поэтому белорусам, мечтающим бежать из-под «диктатуры Лукашенко» в украинский «демократический рай» стоит лишний раз задуматься над тем, куда они планируют переехать и на какое будущее готовы променять свое настоящее.

А активничающим на Украине белорусским оппозиционерам стоит крепко подумать и над такой версией гибели Шишова: это вполне могла быть спецоперация украинских спецслужб с целью освежить белорусскую тему и наполнить её новым содержанием, особенно накануне годовщины протестов. Печенек Байдена Тихановской для этого недостаточно – революции нужны жертвы.

Виктор ГОРОДЕЦКИЙ