Вслед за двумя тральщиками, производства 80-х годов прошлого века, Украина намерена приобрести у Великобритании старый ледокол, «Джеймс Кларк Росс» (RRS James Clark Ross), спущенный на воду в 1990 году. Какой-нибудь ледокол планировали купить ещё в 2019 году, но денег на него не находилось. Дело пошло веселей после визита президента Украины в Лондон.

В 2021 году правительство выделило на покупку ледокола 244,5 млн грн (около $10 млн) и это при том, что оговоренная стоимость судна составляет $5 млн. (136,5 млн грн). Теперь решение Кабмина должна утвердить Верховная Рада. Директор Национального антарктического научного центра Евгений Дикий уверяет: «По оценке экспертов Николаевского морского технического университета, судно пригодно к эксплуатации на протяжении последующих 20-25 лет. Этого хватит для целого поколения украинских учёных».

Британский секонд-хенд собираются использовать для доставки грузов и экспедиций на антарктическую станцию «Академик Вернадский» и научных исследований.

Министр образования и науки Сергей Шкарлет заявил:  «Это не только огромный престиж для нашего государства, но и широкие возможности для украинских учёных работать на мировом уровне и участвовать в решении глобальных проблем». Это не шутка.

В пресс службе министерства сообщили«В свое время у Украины были немалые достижения и наработки в области морских исследований. К сожалению, последние два десятилетия наши возможности были ограничены отсутствием у Украины научно-исследовательских судов, пригодных для работы в океане, в частности ледового класса…»

Народный депутат Антон Поляков, исключённый из фракции «Слуга народа» за вольнодумство, по этому поводу заметил: «Ничего не имею против исследований в Арктике, но с такими „реформами‟ скоро будут исследовать самих украинцев, чтобы понять, почему и как они выживают и переносят все тяготы и лишения от своей власти».

Зачем Украине подержанный британский ледокол, без которого она обходилась 30 лет, непонятно. Кстати, в наследство от СССР самостийной Украине достался ледокол «Капитан Белоусов», который был спущен на воду в 1954 году. В 2020 году его отремонтировали на Азовском судоремонтном заводе в Мариуполе. Ледокол используется для провода судов в Азовском море в зимний период, если море замерзает.

Как пишет Телеграм-канал ЗеРада: «Британцы очень довольны сделкой, так как смогли сплавить 30-летний неликвид, а Офис Президента передал привет николаевским корабелам. Конечно, могли бы и в Николаеве построить ледокол, и тогда деньги остались бы в стране, но там завод «вовремя» обанкротился».

Старейшее предприятие российского и советского судостроения на днях прекратило своё существование. Хозяйственный суд Николаевской области утвердил ликвидационный акт Черноморского судостроительного завода. Как сообщил в суде ликвидатор предприятия, имущество продано, деньги раздали кредиторам, все сотрудники уволены, печать предприятия уничтожена.

Источник