Украинская власть снова озаботилась переписью населения, на сей раз – телефонной.

Это уже не первый прожект подобного рода. Предыдущая была электронная, ее прозвали «перепись Дубилета» – по фамилии министра кабмина Дмитрия Дубилета, который её и проводил. По её итогам в январе 2020 г. он сообщил, что «по состоянию на 1 декабря 2019 г.  в Украине 37 млн. 289 тыс. человек присутствующего населения». Из них – 20,01 млн.  женщин и 17,28 млн. мужчин. Детей среди них 5,756 млн. человек, или 15,4%.

Данные, конечно, шокирующие. Получается, что менее чем за 30 лет независимости население Украины сократилось на 15 миллионов человек, то есть практически на треть. Естественно, что подобный итог не мог устроить ни центральную власть, ни заокеанскую, поскольку тема так называемого голодомора тут же меркнет на фоне этих 15 миллионов. Посему дубилетовские подсчёты не признали за официальные и правильные. Однако сам  Дубилет упрямо сообщил, что его показатели базировались на данных Госкомстата и госреестров. Но это не уменьшило шквал обвинений в недостоверности.

Здесь нужно отметить, что первая официально признанная перепись в самостийной Украины состоялась 5 декабря 2001 года; предыдущие были советскими и уже «не считались». Устроена она была в соответствии с резолюцией экономического и социального совета ООН от 19 июля 1995 года о проведении странами-членами ООН в период 1995-2004 гг. национальных переписей населения. Тогда перепись показала общую численность населения Украины в количестве 48 млн. 457 тыс. человек. Иначе говоря,  за девять лет самостийности (наибольшая численность населения на Украине была зафиксирована в 1992 году – 52,2 млн, это инерция УССР) страна потеряла 3,7 миллиона граждан. И дальше продолжала терять, причём с ускорением.

В условиях постмайданной Украины перепись – это не только официальный сбор определённых сведений о людях. Это ещё и формирование баз данных, которые могут быть использованы с самыми разными целями и совершенно бесконтрольно.

Мировая практика проведения переписей, согласно рекомендациям ООН, предусматривает также детальную опись жилого фонда. Возможно, в цивилизованных странах это является нормальной «опцией», позволяющей организовать учёт недвижимости и анализ состоятельности граждан. А как это будет выглядеть в условиях «украинского Сомали»?

Вторая общенациональная перепись отложена до 2023 года. Первоначально она была назначена именно на 2021 год, а затем перенесена в связи с карантином и финансовыми ограничениями: на её проведение требуется около 7,3  млрд. грн. ($270,4 млн.) Эдак и на «большие стройки» с «большими реконструкциями» не хватит.

Теперь о способе проведения переписи. Первая проводилась методом обхода квартир жилых домов представителями специальных комиссий. Вторая была электронной. Для нее использовались анонимные данные, полученные от провайдеров мобильной связи, а также из реестров детей (ЗАГСы), пенсионеров (Пенсионный фонд) и работающих (налоговая). Всю эту информацию Дубилет укалдывал в некую «математическую модель». И уложил, да так, что все ахнули – выяснилось, что  на Украине чуть более 37 млн граждан, хотя по официальным данным – около 41,5. Кстати, производители хлеба и муки утверждают, что и 37 – это слишком много, если смотреть по потреблению хлебобулочных изделий, численность населения самостийной Украины максимум 30 миллионов.

Третью перепись планируют как «телефонную». Точнее говоря, планируется идентификация респондентов с использованием номера мобильного телефона. 25 июня «Межведомственная комиссия по вопросам содействия проведению Всеукраинской переписи населения» постановила «ввести сервис для идентификации респондентов с помощью номера мобильного телефона в подсистеме сбора переписных данных во время интернет-раунда Всеукраинской переписи населения (получение ответов респондентов на вопрос по программе Всеукраинской переписи населения через Интернет)».

Что означает введение такого сервиса и насколько оно согласуется с защитой персональных данных граждан, комиссия не объяснила. Впрочем, это понятно и без дополнительных пояснений. Номера мобильных телефонов миллионов украинцев давно уже кочуют по незаконным базам данных. Любой номер, будь он однажды «засвечен» в каком-нибудь учреждении или магазине, где угодно, тут же «сливается» в эти базы, зачастую с ФИО и персональными данными владельца.

«Телефонная перепись» позволит показать любое количество «наличных» граждан Украины в зависимости от поставленных целей и приписать им те или иные политические, религиозные и другие воззрения. А также под ширмой «переписи» выведать у людей конфиденциальные сведения об их имуществе и затем использовать их в корыстных целях. Это уже давно практикуется, только такой масштабной аферы еще проводилось.

Гарик ПЕЧАТНЫЙ