Тот, кто хоть раз бывал в Чернигове, наверняка видел необычную коллекцию из 12 пушек XVI – XVIII веков на Валу, как называют центральную часть города, где находился крепостной детинец, окруженный укреплениями.

Как пушки появились здесь, достоверно никто не знает, а среди самых популярных версий гуляет та, что взятые у шведов трофеями пушки подарил городу Пётр I в благодарность за верность и мужество черниговских казаков. Версия справедлива лишь тем, что среди орудий есть четыре периода Северной войны. Был ли подарок, информации нет.

Тем не менее именно Пётр после изгнания шведов уделял внимание улучшению обороны крепостей, и управляющий украинскими крепостями генерал Дебриньи подготовил проект усиления Черниговской крепости, но его не реализовали.

Доктор исторических наук Сергей Лепьявко говорит, что после ликвидации крепости в 1799 году несколько стволов бесхозно валялись довольно долго. Даже Тарас Шевченко вспоминал, что видел лежащие в Чернигове пушки.

В 1848 году город посетил некий представитель императорской семьи, обративший внимание на орудийные стволы. После этого пушки очистили и даже установили на деревянные лафеты.

В 1896 году, когда город в честь праздника Феодосия Угличского готовился встречать гостей со всей империи, губернатор Евгений Константинович Андриевский, герой русско-турецкой войны, решил сделать вторую реконструкцию местности, которую уже называли Гарматной аллеей.

губернатор Андриевский и Гарматная аллея

В киевском Арсенале заказали и привезли стальные лафеты системы Венгловского и Несветевича образца 1856 и 1865 годов, на которые установили орудия. Интересующиеся историей черниговцы знают, что сами лафеты и надписи на них никакого отношения к стволам не имеют.

Пушки стали городским достоянием, и губернатор, изучив переданную ему территорию, привёз ещё несколько орудий. Таким образом был собран нынешний набор из крепостных, полевых и даже одной морской пушки.

Орудия стали своеобразным символом Чернигова, они привлекают массу туристов, являются «базой» сувенирной продукции. Пушка была размещена на советском гербе города 1969 года.

Пушка на советском гербе Чернигова

Так или иначе, в исторической памяти эти пушки были связаны с империями – Российской и Советской, и это не давало покоя местным и столичным бандерлогам и являлось постоянным источником «патриотического» зуда.

16 июня в Чернигове в связи с капитальным ремонтом с Вала убрали пушки, перенеся их вглубь территории.  Примечательно, что власти предупредили, что данное решение временное, а сторожилы знают, что пушки периодически «исчезали» на реставрационные работы.

Вывоз пушек на реставрацию

Вывоз орудий ожидаемо возбудил местных «пушкофобов», уже предлагавших направить стволы в «сторону Москвы», вывезти их в музей ВСУ и так далее.

Славящийся своей неадекватностью и свидомой ненормальностью «Всеукраинский незалежный медийный простор Сиверщина», где редактором служит расист Васыль Чепурной, назвал пушки «позором Чернигова».

Обосновывать заявление взялся некий Анатолий Яровед. Пушки встали поперек его самостийной глотки, он называет их «ганьбой» и призывает убрать, убого аргументируя свой призыв.

Пушки, по мнению этого персонажа, никогда не принадлежали крепости, морская вообще неуместна в сухопутном Чернигове, опять же лафеты чужие, «крепостные пушки без крепости  – це смех и ганьба».

Есть аргументы посвидомее: не зря пушки называли «шведскими», так как они стали «символом порабощения Киева Петром в войне, где поражение потерпел Мазепа» и «были развёрнуты в сторону Киева как показатель и предостережение в будущих вероятных противостояниях».

А советский символ «Пушка на фоне Екатерининской церкви», считает он, – позор, которым пыталась продемонстрировать «историчность» города через хоть что-то.

Автор «Сиверщины» убеждён, что город, имеющий официальную историю в 1300 лет (а ведь был еще трипольский и шумерский периоды украинской истории), не должен иметь символом пушку, привезённую после ликвидации крепости, пушку, которая стоит не на том лафете, не стреляла и направлена не туда, куда следует.

Он заявляет, что «когда человек не знает свою историю и нечем кичиться, то она начинает кичиться хламом, который считает символом своей жизни. Так же и с городом Черниговом, который сделал своим символом того, что никак не касается его истории, а то, что было исторически важным — даже и не вспоминает».

А чем кичатся нынешние скакуны, подобные автору? Выкопанным Чёрным морем, изобретением сала, приручением птеродактилей? Главное, не мешать им в этом деле, психиатрия любит покой.

А может быть уже пришла пора забирать на Украине всё, что тамошние рулевые и их подручные считают «позорным» и «неукраинским»? Оставить свидомитам их древности – вавилонские узоры вышиванок, трембиты, которыми отпугивали от хаты динозавров и глиняные свистульки, под звуки которых танцевали гопак в пещерах палеолита?

Виталий ЗАХАРЧУК