Правительство решило приватизировать легенду украинского и всесоюзного машиностроения киевский завод «Большевик». Об этом в конце мая заявил премьер Денис Шмыгаль, подтвердив, что приватизация, которая планировалась ещё с прошлого года, но затем была отменена из-за карантина, таки состоится.

Все эти подвижки идут в русле так называемой «Большой приватизации». Кроме «Большевика», она охватывает еще семь объектов: облэнерго, нефтеперерабатывающие заводы и «Объединённую горно-химическую компанию».

Фонд госимущества (ФГИ) осенью 2020 предложил продать предприятие АО «Первый киевский машиностроительный завод» (ПКМЗ; бывший «Большевик») на открытом аукционе. Датой был определен нынешний июнь. Параллельно шли суды, где прежние владельцы, которые приобрели завод на тендере в 2019 году, протестовали против возвращения ПКМЗ в государственную собственость, а ФГИ упирал на незаконность торгов. В итоге победил Фонд, и кассационный суд вернул предприятие, вернее, то, что от него осталось, государству.

А остались от него, некогда прославленного флагмана украинского машиностроения, громадные полуразваленные корпуса, похожие на декорации из фильмов о постиндустриальной разрухе, и торгово-развлекательный центр, устроенный в одном из ангаров. Но самое главное – это земля. А это ни много ни мало 35 гектаров. Причём недалеко от центра столицы (4 остановки метро), с прекрасной инфраструктурой и логистическими удобствами.

Из истории завода. Его основали чешские промышленники Я. Гретер и И. Криванек в 1882 году и назвали «Киевский чугунолитейный и механический завод». Он специализировался на выпуске болтов, гаек, чугунной арматуры, а также на ремонте машин и механизмов. Уже в 1890 году завод превратился в крупнейшее машиностроительное предприятие города. Производил паровые машины и оборудование для сахарных заводов и занял ведущее место в этой отрасли в Российской империи.

После революции был перепрофилирован на нужды армии: изготовлял оборудование для броневиков и ремонтировал корабли Днепровской флотилии. С 1922 года стал называться «Большевиком». Именно в его котельном цехе создатель технологии электросварки Е. Патон проводил свои сварочные испытания.

Во время Великой Отечественной войны завод занимался выпуском снарядов и ремонтом бронетехники. После победы производил сверхбольшие стационарные станки, оборудование для резиновой,  кабельной, угольной, нефтяной промышленности, а также для метростроя. Потребителями продукции внутри страны были 19 шинных комбинатов, около 60 заводов резинотехнических изделий, 15 кабельных заводов, 24 предприятия стройматериалов, 33 завода по переработке пластмасс, 21 химкомбинат и др. Продукция «Большевика» экспортировалась в Восточную и Западную Европу, страны Азии,  США, на Кубу. После разрушения СССР завод, как и многие другие флагманы советской промышленности, потерял заказы и стал деградировать. Сейчас из 6000 сотрудников работают только 200. В мае 2018 года, в разгар «декоммунизации», его переименовали в ПКМЗ, однако смена вывески не изменила содержания: завода, каким он был задуман во времена Российской империи и каким стал при СССР, больше нет.
Постановлением ФГИ стартовая цена «Большевика» определена на уровне 1,4 млрд гривен (около $45 млн).

И это при том, что цена не самых крутых особняков с куда меньшим метражом в Конча-Заспе – вотчине киевских толстосумов – $5-$8 млн.

А тут громадная площадка завода в городе с подведёнными коммуникациями и отличной транспортной доступностью – и всего 45 миллионов долларов!

А вот о том, что будет с ней потом, высказал свои соображения глава заводского профсоюза Валерий Скрипка: «Мы в этом видим просто желание погубить завод. Чиновники хотят здесь возвести жилой массив…»

Строительство дорогих жилых массивов – это очень доходный бизнес,  таким он был и до «революции гидности», таким остался и после неё. Доходный и взяткоёмкий.

Каковы будут размеры этих взяток, можно догадаться, изучив информацию о продаже земли под жилой комплекс на киевской улице Радищева, недалеко от «Большевика». Здесь земля стоит около $2 млн за гектар. Даже если представить, что столько же стоит одна только земля, занятая «Большевиком», то выходит не $45, а $70 млн. Но никто не собирается продавать завод за такие деньги, поскольку его истинная стоимость неинтересна ни чиновникам, ни покупателям: гораздо проще договориться о приемлемой для двух сторон сумме «на карман» и продать «Большевик» по «вкусной» цене.

Осталось добавить, что большевики, ненавидимые свидомитами, не разрушили завод как имперское наследие, а сохранили и приумножили славу флагмана машиностроения. Но это не про незалежников, неспособных к созиданию.

 









Источник фото в тексте – блог ЖЖ А. Савельева

Гарик ПЕЧАТНЫЙ