Белорусско-украинские отношения последних лет не отличались особым оптимизмом. Однако действия официального Киева после проведенных в Белоруссии в августе 2020 года президентских выборов с каждым днем становятся всё более безрассудными. Помимо фактически замороженных политических контактов, украинские власти, по сути, встали на тропу торгово-экономической войны против Белоруссии, при этом не имея никакого отношения к нынешнему противостоянию Минска и стран Запада.

Весной на Украине сделали сразу несколько недружественных шагов в отношении белорусских партнёров. Сначала было решено прекратить закупку белорусской электроэнергии, затем присоединиться к авиаблокаде Белоруссии, а в последние дни среди украинских политиков и вовсе зазвучали слова о необходимости разрыва дипломатических отношений с Минском. При этом никто из киевских правителей сегодня не обращает внимания на то, к чему подобная политика может привести. Стоимость автомобильного топлива и электроэнергии, качество дорог и возможность путешествовать и даже цены на продукты на Украине в определенной степени зависит от сотрудничества с Белоруссией. Однако это не останавливает официальный Киев от явно антибелорусских действий.

В частности, Киев в очередной раз решил прекратить закупку электричества из России и Белоруссии до 1 октября 2021 года. Формально такое решение было принято в связи с тем, что данные страны не входят в Энергетическое сообщество, хотя политический подтекст в нём виден невооружённым глазом. Кроме того, нельзя забывать и о продолжающейся борьбе на Украине олигархических группировок. Несмотря на то, что подобный запрет уже далеко не первый, а Белоруссия периодически поставляет на Украину лишь около 1,3% от ее энергопотребления, подобное решение грозит серьёзными последствиями, особенно на фоне ухудшающихся отношений между Киевом и Минском. Совершенно неизвестно, как поведет себя Белоруссия в ответ на последние действия украинской власти осенью и зимой, когда Украине потребуются дополнительные мощности. Это, в свою очередь, может поставить под угрозу работу украинской энергетической системы и стать ещё одной причиной для роста цен на электричество.

Недружественная политика и заявления со стороны Киева в отношении Белоруссии уже привели к тому, что Минск постепенно начал демонстрировать своему южному соседу, что больше терпеть подобное не собирается. Так, внезапно ЗАО «Белорусская нефтяная компания» не подтвердила поставки бензина марки А-95 для украинских контрагентов на июнь. И это при том, что Украина является стратегически важным для Белоруссии партнёром в области торговли нефтепродуктами, поставки куда идут с премией до $40 на тонну. Только за январь-март республика поставила на украинский рынок нефтепродуктов на $413 млн. В то же время, в Минске осознают, что Украина в не меньшей степени зависит от нормальных взаимоотношений в данной сфере с Белоруссией. В 2020 году Киев закупил 0,850 млн тонн бензина (около 35% рынка), дизтоплива – 2,2 млн тонн (более 30%), 0,38 млн тонн сжиженного газа (17%) и 0,580 млн тонн битума (50%). В случае разрыва отношений с Белоруссией, чтобы перекрыть потребность в бензине, Украина должна будет нарастить переработку на 2 млн тонн или искать альтернативных производителей, что потребует времени и дополнительных затрат. При этом найти быстро и дёшево дополнительные объемы битума и вовсе будет проблематично, что неизменно повысит стоимость строительства дорог и уменьшит объёмы работ. Объявленная Владимиром Зеленским «большая стройка» просто-напросто накроется.

Кроме того, на фоне абсолютного неадекватного отношения к Белоруссии со стороны Киева, Минск может пойти на более серьёзные шаги в отношении своего южного соседа, что, по сути, уже и происходит. В конце мая белорусское правительство решило ввести лицензирование на ряд украинских товаров «в связи с систематическим нарушением Украиной принципов свободной торговли». Данный шаг Минска можно было бы отнести к постоянно идущим трениям межу странами в сфере торговли, так как Украина периодически вводит ограничения в отношении белорусских товаров. Как отмечал 20 апреля Александр Лукашенко, Киев увлекся «антидемпинговыми разборками», которые вылились в запрет на поставку продукции из Белоруссии примерно на $300 млн. Однако в этот раз в ситуацию вмешалась политика, и Минск решил ответить серьёзно. С 6 июня на 6 месяцев вводятся разовые лицензии на ввоз из Украины шоколада, кондитерских изделий, соков, пива, ДСП и ДВП, туалетной бумаги, керамической плитки, ампул, стиральных машин и другой продукции. Подобных масштабных действий Белоруссия еще не предпринимала, и связывать это только с вводимыми ранее Украиной ограничениями наивно. В Киеве, поддержав белорусскую оппозицию, отказываясь от закупок белорусского автопрома и запрещая белорусским авиаперевозчикам летать над территорий страны без особого на то основания, перешли черту, за которой терпение белорусского руководства закончилось. При этом на Украине реально рассчитывали на то, что их действия не только не приведут к ответным мерам со стороны Белоруссии, но и позволят стране хорошо заработать.

В частности, Киев решил поспорить с Литвой и Латвией в перераспределении воздушного транспортного потока, который до запретов со стороны ЕС шел через Белоруссию. На аэронавигации Минск зарабатывал в среднем в год около $50-70 млн, часть из которых теперь хотели бы увидеть в украинском бюджете. Однако реализация такого плана из-за ситуации на Донбассе и запрета транзита российских авиакомпаний маловероятна. «Украэрорух» с 2014 года пытается восстановить прежний трафик, однако сделать это не удаётся, и украинское небо выглядит не менее пустым, чем сегодня белорусское (а в иные моменты даже более пустым).

Рассчитывая на получение прибыли украинские политики почему-то забывают, что страну ожидают и серьёзные потери. По данным белорусского авиаперевозчика «Белавиа», компания в 2020 году выполнила через территорию Украины 10,6 тыс. перелётов, что составляет около 7,5% от всего авиационного трафика страны. До карантина ежемесячный пассажиропоток составлял 10–12 тыс., а на пике — до 15 тыс. человек. При этом нельзя забывать, что после закрытия воздушных границ с Россией самым простым способом украинцам попасть в РФ был маршрут именно через Минск. Теперь же, с условием запретов со стороны Польши и стран Прибалтики, это становится практически невозможным.

Только в 2019 году «Белавиа» за полёты на регулярных рейсах и обслуживание в аэропортах Украины заплатила $14 млн, и на столько может упасть их выручка теперь. Заявленную же официальным Киевом возможность компенсаций аэропортам  вряд ли стоит воспринимать как реальность, так как «борьба за демократические ценности» не имеет ценности. Дополнительно к этому полёты украинских авиакомпаний на север Европы станут длиннее, значит повысится их себестоимость, что может поставить вопрос о рентабельности таких перевозок. Финансовые последствия могут оказаться фатальными и для запорожской «Мотор Сич», которая четыре раза в неделю выполняла для «Белавиа» рейсы по маршруту Запорожье – Минск. Теперь дополнительного заработка у украинской компании, которая и так находится в сложном положении, уже не будет. Если ко всему вышеперечисленному добавить, что закрытие белорусского воздушного пространства может со временем перекинуться и на железнодорожный или автомобильный транспорт, то для Украины полностью будет закрыт Балтийско-Черноморский транспортный коридор, а сама страна окажется в не меньшей изоляции, чем Белоруссия. Все сливки в этом случае снимет Польша и прибалтийские республики, хотя вопрос и их выгоды сегодня всё ещё неочевиден.

Таким образом, в надвигающейся торгово-экономической и дипломатической войне Украины против Белоруссии Киев рискует потерять куда больше, чем Минск. Для Белоруссии украинский рынок, особенно в сфере нефтепродуктов, действительно, является премиальным и его потеря грозит большими проблемами, особенно на фоне американских санкций. Однако в нынешних условиях белорусские власти могут пойти на принцип, невзирая на последствия. При этом Киеву в этом случае бессмысленно рассчитывать на помощь со стороны ЕС и США, для которых грозящие украинской экономике проблемы неинтересны. Понимают ли это власти Украины – вопрос непростой. Но то, что в Киеве ради сиюминутных политических выгод готовы потерять, по сути, последнего близкого торгово-экономического партнёра на постсоветском пространстве, очевидно. И последствия этого для Украины могут быть крайне печальными.

Антон ПОЛЯНИЧ