Верховная Рада, большинством в 292 голоса, отправила в отставку министра здравоохранения Максима Степанова. На его место планируют назначить главного санитарного врача Виктора Ляшко. Назначение нового министра должно состояться 20 мая.

Максим Степанов, назначенный на должность главы Минздрава в марте прошлого года, с первых дней своей деятельности вызвал неудовольствие «супрунят» и «соросят». Дело в том, что он выступил против второго этапа медицинской реформы авторства Доктора Смерть  (так прозвал народ американку Уляну Супрун) и потребовал отложить её. Супрун тут же назвала его попытку остановить разрушение здравоохранения «трусливым шагом в прошлое». Степанов – единственный, кто голосовал против проекта госбюджета 2021 года, требуя увеличения финансирования медицины хотя бы до 5%. Но его пожелание законодатели так и не услышали. Глава Минздрава даже заикнулся о возможности использования российской вакцины «Спутник V», после чего на него обрушился шквал критики со всех сторон, и он вынужден был пойти на попятную. Кроме того, он покусился на «святое» – закупки медицинских препаратов иностранными агентами ПРОООН, ЮНИСЕФ и британской частной компанией Crown Agents, но депутаты не поддержали его инициативу и продлили эти закупки до 2023 года.

Степанов всё…
Степанов всё…

Главный лоббист увольнения министра – Супрун. В парламенте особо старались снять Степанова депутаты из фракции «Голос», которую в народе называют «Голос Сороса». «Соросята» начали собирать голоса за отставку Степанова ещё в минувшем году.

После недавнего визита госсекретаря США Энтони Блинкена в Киев по странной случайности (а возможно, это не случайность) атаки на министра усилились. Так как Степанов отказался писать заявление об увольнении по собственному желанию, премьер-министр Шмыгаль подал в Верховную Раду представление об его увольнении. Причиной увольнения премьер назвал неудовлетворительные темпы вакцинации. Это обвинение абсурдно, ведь все права на поставку вакцин против коронавируса получила Crown Agents. А к поставкам гуманитарной вакцины по программе COVAX украинский министр не имеет никакого отношения.

За увольнение Степанова выступил и глава президентской фракции партии «Слуга народа» Давид Арахамия. О тоже считает, что министр не справился с вакцинацией от коронавируса, все успехи в поставке вакцин принадлежат только президенту Зеленскому. На место Степанова «слуги» предложили кандидатуру главного санитарного врача Украины Виктора Ляшко, который, по мнению главы фракции «СН»,  прекрасно управился с карантинными мероприятиями. Но, если это так, в чём смысл снимать с должности специалиста по карантинам и переводить его на другую работу – разве пандемия отступила?

Политолог Вадим Карасёв так прокомментировал отставку министра: «Увольнение Степанова – это чисто имиджевая история. На него хотят повесить проблему с вакцинацией. Время его увольнения выбрано очень подходяще – в Украину вот-вот начнут поступать крупные партии вакцин. Чтобы президент отчитался, что это он решил проблему с поставками, а министр, который сорвал вакцинацию, получил по заслугам».

В день отставки Степанова на Украину действительно прибыла партия вакцины Comirnaty производства компаний Pfizer / BioNTech в 122 тыс. доз. На подходе ещё 351 тыс. доз по программе COVAX. Все лавры теперь достанутся президенту Зеленскому.

Накануне принятия решения по отставке министра здравоохранения под Верховной Радой состоялась акция «Степанов должен уйти». Её организовали, как пишет украинская пресса, «десятки благотворительных организаций». Одна из них – благотворительный фонд «100% жизни», которую возглавляет ранее трижды судимый наркоман, активный участник «революции гидности», сторонник Уляны Супрун, воспитанник Фонда Сороса (и его консультант). Благотворительная организация «100% жизни» находится под патронатом Агентства США по международному развитию (USAID), получает от него и осваивает миллионы долларов на лечение наркоманов и больных СПИД.  После государственного переворота 2014 года Шерембей вдруг стал одним из организаторов Центра противодействия коррупции. Он горячо поддерживал реформы Супрун, требовал передачи закупок медикаментов международным организациям, и Уляна взяла его под своё крыло.

Дмитрий Шерембей и Ульяна Супрун вполне довольны друг другом
Дмитрий Шерембей и Ульяна Супрун вполне довольны друг другом

Теперь Шерембей заявляет, что добивается не только отставки Степанова, но и уголовного преследования уже бывшего министра. И этот деятель обвиняет Степанова в том, что «мы слышим о непрозрачных и неэффективных медицинских закупках». И снова  не по адресу, но это, видимо, неважно.

Акция, направленная против Степанова, посвящалась умершим от коронавируса. Но ведь это предшественники уволенного министра – Квиташвили и Супрун – уничтожили санитарно-эпидемиологическую службу и разрушили основы отечественного здравоохранения. Но о них «гражданское общество», вскормленное Соросом и USAID, помалкивает…

«Гражданское общество», мнение которого почему-то очень отличается от мнения медицинского сообщества
«Гражданское общество», мнение которого почему-то очень отличается от мнения медицинского сообщества

Абсолютное большинство украинских медиков поддерживают Максима Степанова, считают, что его деятельность на посту министра была адекватной. 17 мая состоялось заседание медицинского совета при Минздраве, во время которого его члены выступили в поддержку министра. Во время брифинга прозвучало заявление: «Хотим предостеречь вас от огромной ошибки, которая может стоить жизни десяткам, а то и сотням украинцев. Уволить действительно профессионального министра без наличия более профессиональной кандидатуры на эту должность во время развития мировой пандемии могут только те, кому безразлична судьба многомиллионной нации».

Докторов в стенах парламента не услышали
Докторов в стенах парламента не услышали

Главный инфекционист Украины профессор Ольга Голубовская написала на своей странице в Facebook: «Как бы ни было всё запущено, многое сделать не получается, нет высшей политической воли по разным причинам, нет денег, информационные войны, но это тот человек, который был с нами весь этот трудный год, прислушивался к нам и советовался, как в этих условиях исправить положение… А спекуляций на пандемии много будет. Но никто большего бы не сделал. Потому как впервые был диалог с экспертами, хотелось работать и что-то делать, прежде всего, для людей…»

Но «что-то делать для людей» – это не про Украину сегодняшнего дня.

Андрей НАЗАРЕНКО