Одним из главных направлений внешней и внутренней политической повестки президента США Джо Байдена стала борьба с изменением климата, предполагающая вложение двух триллионов долларов в развитие экологически безопасной «зеленой» энергетики

Возвращение к Парижскому соглашению по климату стало первым этапом реализации  предложенного демократом Плана революции чистой энергетики и экологической справедливости. В рамках этого проекта планируется полное сокращение уровня углеродных выбросов к 2050 году, усиление использования возобновляемых источников энергии, введение моратория на добычу ископаемого топлива, активация производства электромобилей и их активная эксплуатация. Декарбонизацию и переход к чистой энергии планируется произвести к 2035 году.

Этот курс, направленный на защиту окружающей среды, также затрагивает социальную сферу: предполагается, что создание новых рабочих мест и повышение минимальной заработной платы среди малообеспеченных слоев населения и цветных меньшинств приведет к улучшению ситуации в рамках социального и расового неравенства. Одним из способов финансового обеспечения перехода к чистой энергетике и улучшению благосостояния рабочих станет увеличение ставки налога на прибыль до 28% (против 21%, до которых снизил налоги бывший президент США Дональд Трамп).

Осуществление заявленных положений ознаменует начало нового, постиндустриального этапа мировой экономики. Однако вполне вероятно, что эта инициатива может иметь и менее благие намерения, среди которых – стремление ограничить развитие нефтяной промышленности и в США, и в других странах мира: эти действия отвечают попыткам администрации президента не допустить завершения проекта «Северный Поток 2». Тем не менее, эксперты отмечают, что газопровод сможет выгодно функционировать и в условиях «зеленой энергетики», поскольку транспортировать по нему можно не только природный газ, но и водород.

Более того, план представляет конкретную угрозу для самих США: сокращение добычи нефти американскими компаниями неизбежно приведет к риску потери Штатами занимаемого места на международном нефтяном рынке.

Это позитивно отразится на доле других производителей нефти и откроет прямую дорогу для усиления позиций конкурентов – в первую очередь, Саудовской Аравии и России. Минимизация предложения энергоресурсов будет сопровождаться одновременным повышением спроса на них, что в рамках инфляции приведет к дальнейшему росту цен. При этом экономическое благополучие американской промышленной отрасли ставится под сомнение, учитывая снижение объемов ее производства и масштаб затрат, необходимых на реализацию предлагаемого плана.

План энергетической революции в долгосрочной перспективе может привести к полной трансформации экономической и экологической деятельности как США, так и других участников международного сообщества. Однако анализ сильных и слабых сторон проекта на ближайший временной период позволяет сделать вывод о том, что возникающие перед американской администрацией вызовы, вероятно, могут иметь не самый благоприятный эффект.+

Полина Бобко