Своеобразным логистическим проклятием был для Ирана тот факт, что почти всю свою нефть он добывал вблизи Персидского залива

А чтобы её экспортировать, нужно загрузиться на танкер (на терминале на острове Харк), пройти через узкое и очень уязвимое горлышко, которым является Ормузский пролив. И попасть в соседний Оманский залив. Только там можно отправлять танкеры с нефтью и нефтепродуктами по разным маршрутам относительно свободно.

Понятно, что перекрытием Ормузского пролива можно в любой момент взять Иран за горло и полностью лишить нефтяной выручки. Что иногда в прошлом и происходило.

Больше такого не будет.

Президент Ирана Хасан Роухани объявил о завершении важнейшего стратегического проекта стоимостью около 2 млрд. долл. США. Построен магистральный нефтепровод Гуре-Джаск, который соединил нефтяные поля и накопители в регионе Бушир с новым экспортным комплексом в порту Джаск на берегу Оманского залива. По 1100-километровой трубе нефть берегом обойдёт роковой Ормузский пролив. И попадёт прямиком на свободную воду в порт, расположенный рядом с Индией.

Кроме нефтеналивного терминала и 5 насосных станций в комплекс Джаска входят хранилища нефти, продуктов и нефтехимии общей ёмкостью под 30 млн. тонн. Это открывает Ирану относительно безрисковый транзитный маршрут доставки своих главных экспортных товаров на ключевые рынки в Индию и в Китай, а также на рынки, расположенные южнее в Африке.

При этом у Ирана сохраняется его фирменное оружие на случай военной агрессии: угроза перекрыть Ормузский пролив для других экспортеров. А через эту щель протискивается почти треть мировой морской торговли нефтью. Мы только что видели на примере аварии в Суэцком канале, насколько чувствительна мировая экономика к таким логистическим коллапсам.

Словом, от успешного завершения первого в своей истории столь масштабного проекта Иран выиграл не только экономически, но и геополитически.

Осталось добавить, что Россия технически и финансово поучаствовала в избавлении Ирана от логистического проклятия.+

Сергей Станкевич