К концу июля 2020 года число регионов, где можно зарегистрироваться как самозанятый, увеличилось до 76. Те, кто прежде не предлагал свои услуги в онлайне, опасаясь претензий от налоговиков, заполонили сайты с объявлениями и услугами. В мае прошлого года специалисты одного из крупнейших сайтов для частных мастеров подсчитали, что в период начала пандемии, с середины марта по середину мая, на 42% увеличилась потребность в парикмахерах, маникюршах, фитнес-тренерах и психологах. Улучшила пандемия и положение репетиторов. Запрос на частных преподавателей вырос на треть. Больше всего прибавилось работы у преподавателей иностранного языка. Однако с русским языком и логикой проблемы у клиентов возникают регулярно. Самозанятые рассказали Царьграду, как непроста бывает работа с клиентами.

Бокс по переписке

Помощь заказчику нередко требуется срочно-спешно. Иногда нужна прямо сейчас. Тренер по боевым искусствам Андрей вспоминает, как упустил нужный момент.

«Редко бываю за компьютером, поэтому отклики от клиентов приходят в мессенджерах. Один раз вечером одновременно во всех приходит сообщение: «На меня уже напали, можете срочно посоветовать какие-то приемы, как отбиться?» Потом-то я понял, что надо было позвонить, уточнить, может, полицию вызвать. А тогда сработал профессиональный рефлекс – реагировать на непосредственный контакт. Я написал: «Сколько нападающих? Если больше трёх – бегите!» Больше человек не писал.

Александру тоже приходится сталкиваться с неразговорчивыми клиентами. Он – мастер по обслуживанию аквариумов и всё равно не перестаёт удивляться, как заказчики раз за разом умудряются пробивать дно.

Часть клиентов считает, что если я разбираюсь в рыбках, то и с другими животными управлюсь. Пришёл заказ – оформить аквариум водорослями. Всё сделал, собираюсь уходить. И тут внезапно: «Кота кастрировать можете?» Я возьми да ответь: «Какого?» Тащат рыжего котяру. Говорю: «Если дверь плотно закрывается – могу!» Кот, видимо, понял всё и забился под кровать. Так его и не вытащили.

Александр говорит, что любители животных зверски серьёзно относятся к его профессии.

Как-то раз его вызвали почистить аквариум. После того как привёл всё в порядок, заказчица пожаловалась, что одной рыбёшке худо стало. Ветеринарного образования у Александра нет, но сразу отказывать он не стал: «Жемчужную гурами распёрло: похоже, что у неё был запор. Хозяйка спрашивает: «Что делать?» Я и ответил: «Клизму ставить!» Достал пациентку из аквариума, обложил мокрой тряпочкой и начал брюшко ей поглаживать. В конце концов она избавилась от лишнего, а я от груза ответственности. Гурами отпустили обратно в аквариум, а меня – на следующий заказ».

Ещё одна история, морально опустошившая её участника, приключилась с сантехником Сергеем. Его профиль – подключение посудомоечных и стиральных машин, сантехники, а вот столкнуться с безумием анфас довелось только этим летом. Мастеру пришло сообщение, что в его услугах заинтересованы, но что именно требовалось починить, клиент не указал. Сергея попросил уточнить, какую задачу надо выполнить. Запрос огорошил: «Приучить ребёнка к горшку». Не ответить наш герой не мог, ведь в этом случае весь рейтинг на сайте, где он зарегистрирован как специалист, улетит в трубу.

«Пишу: «Не мой профиль. Почему решили ко мне обратиться?» Ответ окончательно добил: «Так вроде с сантехникой и канализацией тоже связано…»

Мастер по ремонту бытовой техники Алексей был уверен, что рассказы о том, что интеллект заказчиков – переменная, стремящаяся к нулю, – полная чушь, пока не убедился в этом сам.

От заказов отремонтировать посудомоечную машину он отказывается редко, ведь часто оказывается, что штепсель забыли вставить в розетку. Запомнилась, однако, история с кофемашиной. В задании было написано, что она резко стала варить «гадость какую-то». Уже на месте Алексей поинтересовался у хозяев, какого кофе сорта они кладут внутрь. Выяснилось, что кофеварка капсульная.

«Лезу в отсек, а там капсуле уже минимум неделя», – говорит Алексей.

Изначально в машине стояла капсула, но то, что её надо будет поменять, продавец в магазине не сказал.

Одинокому кадру требуется снять девушку

Преподаватель музыки Виолетта теперь знает, что что-то надо менять в консерватории.

Увидела на сервисе услуг, что человеку срочно требуется изучить сольфеджио. Написала, что готова помочь. Заказчик тут же отклоняет заявку. Виолетта удивилась и решила посмотреть, что же там за ценитель прекрасного.

Требования его и впрямь были чудо как хороши: «Ищу учителя сольфеджио! Мужчину до 30! Обучение – в кафе, оплата – безлимитное курение кальяна!»

Фотограф Екатерина столкнулась с клиентом куда более безобразным. На своём сайте она выставляет свои работы. Есть там и портретные фото девушек. И вот приходит Екатерине письмо следующего содержания: «Сколько стоит девушка на вот этой фотографии?»

После этого Екатерина решила уточнить: кадр нужен для того, чтобы опубликовать в СМИ или для личного использования, условно говоря, дома где-то повесить. Приходит ответ: «Я один буду». Многозначительный ответ, ничего не скажешь. Екатерина уточнила, что продаёт фотографии, а не моделей. На той стороне праведное негодование: «Если девушка не продаётся, зачем снимается!»

Затейниками порой оказываются и сами мастера. Ирине требовалось всего-навсего отремонтировать компьютерный стул.

«Нашла мастера, списалась с ним. Он попросил фото стула. Я сняла – снизу, сверху, сбоку, я же не знаю, в чём поломка, пусть сам посмотрит. Он попросил ещё снимок, где я на стуле сижу. Я удивилась, но сделала, послала, спрашиваю: «А это зачем?» А я, пишет, только к хорошеньким девушкам на дом выезжаю, остальные пусть сами в мастерскую приходят. В общем, я другого мастера нашла».