Власти США выступают за продление Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) на пять лет

Это подтвердила пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки.

Соединенные Штаты считают, что продление договора на пять лет особенно важно ввиду напряженности в отношениях между Вашингтоном и Москвой, заявила чиновница. По её словам, договор — это единственный оставшийся документ, ограничивающий российские ядерные силы, «и это является опорой стратегической стабильности между нашими двумя странами».

Как известно, Россия и США подписали ДСНВ в 2010 году. Согласно его условиям, каждая из сторон сокращает свои СНВ таким образом, чтобы через семь лет после вступления документа в силу и в дальнейшем их суммарные количества не превышали 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ), 1 550 боезарядов на них, 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ. Договор остается в силе до 5 февраля 2021 года, если не будет заменен последующим соглашением.

Москва неоднократно призывала Вашингтон не затягивать решение вопроса о продлении документа и характеризует его как золотой стандарт в области разоружения. Байден во время предвыборной кампании выступал за продление действующего договора.

Как заявили в МИД РФ 20 января этого года, Москва продолжает выступать за продление ДСНВ, предпочтительно на пять лет. 15 января замглавы МИД РФ Сергей Рябков сообщил ТАСС, что в ходе контактов представители прежней администрации США обставляли продление договора неприемлемыми дополнительными условиями. Он подчеркнул, что «если и когда США откажутся от своих дополнительных условий, тогда договоренность может быть достигнута достаточно быстро».

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков в минувшую пятницу ещё раз заявил, что Россия приветствует политическую волю США. Но, по словам Пескова, многое будет зависеть от деталей.

Комментируя слова пресс-секретаря Белого дома Джен Псаки о том, что Байден выступает за продление договора без каких-либо изменений и условий, Песков сказал: «До сих пор об этом речи не шло, до сих пор выдвигались определенные условия для продления, ряд этих условий абсолютно нам не подходил, поэтому давайте сначала ознакомимся с тем, что предлагают американцы, а потом будем давать комментарии».

В общем, эксперты приветствуют серьезные подвижки в принципиальном для судеб мира вопросе. Но отмечают некоторые нюансы позиции команды Байдена. Так, по слухам, циркулирующим в американской прессе, новое соглашение должно включать ограничения на российские новые виды вооружений, «ядерные арсеналы малой и средней дальности, и исключать американские ПРО в Европе. Кроме того, по слухам, Белый дом продолжит настаивать на вовлечение в переговорный процесс Китая.

Между тем, позиция китайцев проста: на США и РФ приходится около 90% мирового ядерного арсенала. И если США сократят свой арсенал в 20 раз, до китайского уровня, Пекин будет рад принять участие в переговорах.

Согласно данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира, в 2020 году Россия и США располагают примерно 6375 и 5800 ядерными боеголовками соответственно. Китай является третьей в мире страной по этому показателю, имея около 320 ядерных боеголовок.

Столь ограниченный арсенал китайцы объясняют доктриной минимального сдерживания, которая не предусматривает применения ядерного оружия первым. Россия считает эту позицию логичной. А вот США, судя по всему, нет. Они видят здесь уловку, с помощью которой Китай рассчитывает остаться вне процесса контроля над ядерными вооружениями. Отдельные американские аналитики даже полагают, что КНР вскоре откажется от доктрины минимального сдерживания и форсированно будет добиваться ядерного паритета с США и РФ, хотя последнее утверждение вызывает много критики не только в Китае, но и за рубежом.

В общем, участие Китая в ДСНВ — вопрос на данный момент в любом случае дискуссионный. И ничего, строго говоря, не мешает Вашингтону и Москве сделать шаг навстречу друг другу, тем более, если он наполнен большим символизмом — всем понятно, что российско-американские отношения необходимо поднимать со дна, на котором они оказались. Но проблема заключается в большой инерционности внешнеполитической линии США. Одной рукой Байден пытается нормализовать отношения, другой — сдержать развитие и амбиции Москвы.

Интересна в этой связи позиция некоторых экспертов, которые считают, что продление СНВ – это не первый позитивный шаг в отношениях с Москвой, а вынесение действительно важной темы контроля над вооружениями за скобки российско-американской повестки. При этом внутри скобок находятся основные сюжеты, от которых за милю веет духом новой «холодной войны».

К сожалению, подлинная «перезагрузка» российско-американских отношений пока невозможна. Но если, продлив ДСНВ, наши страны хотя бы на шаг отодвинутся от катастрофы, это будет большим успехом международной дипломатии и позволит использовать соглашение в качестве основания для конструктивного диалога.

ПолитАналитика