Советский и российский кинорежиссёр и сценарист, член Российской академии кинематографических искусств, заслуженный деятель искусств РФ Борис Грачевский известен во всём мире как художественный руководитель детского юмористического киножурнала «Ералаш». Смотрят его не только девчонки и мальчишки, но и их родители, бабушки и дедушки, и по-свойски называют Бориса Юрьевича папой «Ералаша». А он и не был против этого звания.

Без весёлых и поучительных историй, которые снимаются с 1974 года, уже невозможно представить себе киноэкран и культурную жизнь любителей этого популярного у людей разных поколений вида искусства.

При первых звуках задорного мотива, которым начинается каждый выпуск, мы бросаем все дела и устремляемся к телевизору. А уж когда появлялась возможность пообщаться с мэтром воочию, невозможно отказать себе в таком удовольствии, и даже самый большой зал в любом городе всегда был заполнен до отказа.

Крымчане относились к Борису Юрьевичу как к «своему в доску». Потому что он не только проводил творческие встречи в разных городах полуострова, участвовал в кинофестивалях, снимал здесь последние два года увлекательные сюжеты, но и открыл в Симферополе студию «Ералаш», которая стала настоящим подарком талантливым ребятам.

Понятно, что именно с главного детища, как называл киножурнал Борис Грачевский, начинался каждый разговор с ним, но одной этой темой не ограничивался.

В память об этом неординарном человеке, достигшем вершины славы и оставшемся доступным и близким миллионам людей, перелистаем странички былого. Не только диктофонная запись, но и перенесённый с неё на бумагу разговор воспроизводит неповторимые интонации его голоса.

На красной дорожке евпаторийского «Солнечного острова»

На красной дорожке евпаторийского «Солнечного острова»

– Мало кто знает, что идея создания журнала принадлежала Алле Ильиничне Суриковой, тогда совсем ещё юной, только начинающей свой триумфальный путь в кино, – признался Борис Юрьевич на первой нашей с ним встрече. – Тогда был очень популярным юмористический киножурнал «Фитиль» Сергея Михалкова. Она решила, что надо и для детей создать нечто подобное. И мы с драматургом и киносценаристом Сашей Хмеликом, автором сценариев к таким замечательным фильмам, как «Друг мой, Колька», «Безымянная звезда», «Новые приключения капитана Врунгеля», «Бедная Маша» и многих других, идею эту подхватили. Название «Ералаш» предложила дочка Хмелика Маша. Песенка, которая стала позывными журнала, родилась из придуманного нами простенького четверостишья «Мальчишки и девчонки! А также их родители! Весёлые истории послушать не хотите ли?». За музыку брались многие известные композиторы, но мы выбрали мелодию Алексея Рыбникова. Первой песенку-заставку к журналу исполнила Елена Камбурова. Что было для всех неожиданностью: перейти с её низкого голоса на детский – настоящее мастерство!

Когда соратники Сурикова и Хмелик ушли в большое кино, Грачевский рук не опустил. Начатое дело развивал, и теперь есть школа «Ералаш» в Москве, летний лагерь «Остров детства Ералаш» под Евпаторией. Во многих городах созданы «ералашевские» студии, где, как и в журнале, воплощается принцип Грачевского: детское кино должно быть ярким, фантастическим, безудержно весёлым и увлекательным.

– Первые выпуски помните, Борис Юрьевич? Где их показывали?

– Все до одного помню. Как забыть сотрудничество с замечательным детским поэтом Агнией Барто, написавшей сценарий одного из сюжетов первого выпуска? После триумфального выхода в свет каждый год появлялось по шесть новых выпусков. А показывали наш киножурнал тогда перед сеансами в кинотеатрах. К перестройке мы уверенно начали занимать позиции на телевидении. А к распаду СССР обосновались на РТР. Теперь журнал обосновался на трёх каналах: Первый, «Карусель» и СТС. Повторы бывают редко, в основном свежие сюжеты.

– Через «Ералаш» прошли уже несколько поколений юных артистов, многим советовали идти в профессию?

– Дело в том, что не всем нужно специальное актёрское образование. Я пришёл к выводу, что как у детей-певцов происходит мутация голоса, так у детей-артистов в подростковом возрасте – мутация таланта. Когда всё, чему их учили, сходит на нет. И тогда уходит актёрская природа. Если не ушла, значит, настоящий талант имеется. Мне, кстати, больше чем ВГИК дали те, с кем начинал работать. Учился у Марка Донского, у Роу и у Шукшина. Все профессии киношные знаю в совершенстве, потому что постигал их на практике у людей талантливых. А по первому образованию я вообще инженер, получивший диплом в Калининградском механическом техникуме, созданном Сергеем Павловичем Королёвым.

– Но ведь талантливых ребят много через ваши «руки» прошло?

– А то! За столько-то лет. С удовольствием слежу за успехами известных всем любителям кино поколения «за сорок» Володи Сычёва, Феди Стукова, Кати Вуличенко. Володя был звездой нескольких выпусков, среди которых «Морской бой», «Бразильская система», окончил ГИТИС, успешно снимается. У бандита, которого он играет в «Бумере» даже кличка Ералаш. Твёрдо закрепились в профессии ребята чуть моложе – Саша Лойе, Саша Головин, Аня Цуканова – Котт. Катя Вуличенко готовилась стать физиком, но наш «Ералаш» её переориентировал: окончила Щукинское училище, играет в театре, снимается. Горжусь, что в «Ералаше» начинали Яна Поплавская, сыгравшая потом незабываемую Красную Шапочку, Сергей Безруков, в семь лет появившийся в сюжете «Крик осла». Максим Галкин дебютировал у нас взрослым, и это были его первые роли в кино. Обо всех долго рассказывать пришлось бы. Из нынешних «ералашевцев» нельзя не упомянуть Анфису Черных, сыгравшую в фильме Александра Велединского «Географ глобус пропил». Матвея Новикова Андрей Звягинцев взял на главную детскую роль в картине «Нелюбовь».

– Воспоминания о детстве тянут в те времена?

– Тяги такой нет, меня в моей взрослой жизни всё устраивает. Но прошлое со мной, оно было яркое, весёлое и увлекательное. А каким ещё могло оно быть у родившегося и выросшего в Доме отдыха? Находился он под Москвой и назывался «Полушкино». Не поверите: в шесть лет вышел на сцену, да кем – угадывателем мыслей на расстоянии. Папа взял меня в свой номер, и я впервые тогда сорвал первые в жизни бурные аплодисменты. Родитель мой был, между прочим, семикратным лауреатом всесоюзных конкурсов массовиков-затейников. Удивительным чувством юмора обладал. Малая частичка и мне передалась.

– Успешного «Ералаша» стало мало – так надо понимать уход в большое кино?

– Уходить от него не собирался и не собираюсь. Дети – это моё главное на всю жизнь. Но всегда же хочется испытать себя в чём-то новом. Свой первый полнометражный фильм «Крыша» снял для взрослых и о взрослых, но главная тема – об их внимании к детям. А вот следующий – «Между нот, или Тантрическая симфония» – абсолютно взрослое кино, ни одного ребёнка в нём нет. Это рассказ о поздней любви всемирно известного композитора и исполнителя симфонической музыки и молоденькой девушки, дочери своей домработницы. Собрал замечательную команду: Андрей Ильин, Эммануил Виторган, Татьяна Кравченко, Владимир Долинский Наталия Лесниковская, Ольга Тумайкина. Каждая роль была чудом, и счастьем было работать с такими мастерами. А мелодрама эта была давно задумана. Дело было за малым – найти единомышленника-драматурга, который понял бы суть того, о чём хочу поведать миру. Им оказалась моя давняя знакомая, подросшая дочь Хмелика Мария, ставшая сценаристом и руководителем сценарной мастерской во ВГИКе. Она насытила текст деталями, прописала диалоги, словом, выразила мою идею на бумаге именно так, как я и хотел.

 Историю не для мальчишек и девчонок, а исключительно для их родителей вы презентовал не в столице, а в Евпатории. Почему так, Борис Юрьевич?

– Специально приберёг для крымского фестиваля «Товарищ кино». В столице на показ приходят в основном товарищи по киноцеху, а мне было очень важно, как отреагируют зрители, а не коллеги. Переживал страшно! Загорелся в зале свет, а зрители сидели не шелохнувшись. Потом, словно опомнившись, дружно зааплодировали. Обсуждение было оживлённым. Один из зрителей, вполне серьёзного возраста, расчувствовался: «Спасибо за замечательную великую песню одиночества».

– А как вы отнеслись к тому, что у некоторых даже слёзы на глазах были?

– Злодейски отметил: «Хорошо плачут». Это я-то – комедиограф! Спросите почему? Потому что слёзы – это понимание. Зрители прочувствовали то, что я им постарался передать через свои мысли и чувства, заложенные в картину. И когда я это осознал, сам не удержался от слёз радости: муки творчества не зря испытал сполна.

– А, правда, что во время съемок в вас поэт проснулся?

– Ну это громко сказано – поэт. Но песня на простенькие слова, неожиданно родившиеся у меня, получилась. Исполнил её в фильме Филипп Киркоров.

– Мне показалось, что музыка в этом фильме – некий символ, ключ к пониманию ваших философских посылов.

– Так и есть. Неожиданная странная любовь так перевернула жизнь героя, он испытал такое счастье безграничное, что даже перестал писать музыку, которую прекрасно сочинял в одиночестве, затворничестве. В любви музыка его покинула. Он оказался «между нот».

– К вам лично эта история имеет отношение?

– Нет, это не моя история. Если уж слишком глубоко копнуть, можно найти схожесть некоторых ситуаций. Но очень отдалённую. Мне важно было дотронуться до душ человеческих. Всегда были интересны взаимоотношения разновозрастных людей. Ведь общество очень часто осуждает браки с сумасшедшей разницей в возрасте. Мой отец был старше жены на двадцать пять лет, а прожил двадцать пять лет своей жизни в таком счастье и любви! Папы уже четырнадцать лет нет, а она постоянно ходит к нему на кладбище. Не может быть в любви канонов и рамок.

– Крым давно вошёл в вашу жизнь, а первое свидание с родиной отечественного кинематографа помните?

– Ещё бы! Появился в Ялте с Александром Артуровичем Роу в съёмочной экспедиции картины «Варвара-краса, длинная коса». Я здесь и первую роль сыграл – руку Чудо-юды с выразительным пальцем с длинным ногтем, которая появляется неожиданно, словно из-под земли с напоминанием царю: «Должок!». Я при этом лежал под огромным тазом, всунув свою руку в резиновую. Выбрали как самого молодого и худого для такой ответственной роли (улыбается).

Эта поездка с Роу, который очень любил снимать в Крыму и делал это часто, для меня была не просто незабываемой, а очень важной. Я окунулся в такую творческую атмосферу рядом с великим сказочником, что она меня навсегда заворожила и приворожила. Для 19-летнего парня такое общение с талантами было сумасшедшим счастьем и сказочным везением. И теперь каждый приезд на солнечный полуостров – это и приятные воспоминания, и радость общения со ставшими друзьями крымчанами.

Таким мы запомним Бориса Юрьевича Грачевского

Таким мы запомним Бориса Юрьевича Грачевского

Всех поклонников киножурнала, а их миллионы, волнует, что будет с любимым несколькими поколениями «Ералашем» после того, как его бессменного художественного руководителя проводили громкими аплодисментами в жизнь вечную, как принято на прощении с артистом. Слова директора проекта Аркадия Григоряна внушают надежду: «Наша команда на ближайшие два года, как минимум, сохранит дело Бориса Юрьевича, который успел разработать на это время стратегию и программу. Так что мы чётко знаем, что делать».

«Ералашу», как песне, нельзя сказать «До свидания!». Он должен жить в память о никогда не унывавшем, ходившем, по его же словам, «по солнечной стороне жизни» Борисе Грачевском и на радость всем нам.

Людмила ОБУХОВСКАЯ