Политическими итогами визита президента Молдавии Майи Санду в Киев стали договорённости о создании Президентского совета для обсуждения насущных проблем, взаимная поддержка суверенитета и территориальной целостности Украины и Молдавии, подтверждение курса на укрепление взаимодействия с международными партнёрами в Юго-Восточной Европе и Черноморском регионе.

Зеленский и Санду заявили, что украинско-молдавское партнёрство переходит отныне на новый стратегический уровень. Посол Украины в Молдавии Марк Шевченко выразил уверенность, что «это не только подтвердитно и позволит широко открыть окно для новых возможностей взаимовыгодного сотрудничества между государствами».

В переводе с дипломатического языка это означает, что режим Санду объединит усилия с режимом Зеленского для противостояния с Россией от имени Запада. Никакого другого «окна возможностей» Запад Кишинёву и Киеву не предоставляет.

Главным региональным выгодоприобретателем дуэта Зеленский – Санду будет Румыния. Санду – гражданка Румынии, её политическая карьера зависит от симпатий Бухареста, и она выполняет всё, что отвечает интересам румынских властей, в том числе в отношениях с Украиной.

В начале января на румынскую базу «Кымпия-Турзий» прибыли девяносто американских военнослужащих для обслуживания эскадрильи разведывательно-ударных беспилотников MQ-9 Reaper, которые будут здесь базироваться. Эти аппараты американцы использовали для нанесения точечных ударов по Ираку и Афганистану.

В Пентагоне заявили, что дислокация беспилотников в Румынии позволит охватить военно-воздушной разведкой бóльшие территории в регионе. База «Кымпия-Турзий» расположена в 680 км от Крыма – сухопутного «авианосца» России в Чёрном море. MQ-9 Reaper способны находиться в воздухе 42 часа, и очевидно, что Крым – одна из их потенциальных целей.

Для Бухареста с его проектом Великой Румынии российский Крым – это «камень в желудке». Он мешает Румынии достичь непререкаемого лидерства на Чёрном море. Если во времена украинского Крыма постоянно звучала идея превратить Чёрное море в море НАТО, то при российском статусе полуострова таких разговоров уже нет.

Теперь говорят о том, как ослабить Россию, которая самим фактом своего присутствия в Чёрном море не даёт НАТО здесь окончательно закрепиться.

Взглянув на карту, можно видеть, что Черноморское побережье России разрывает кольцо натовских стран вокруг Чёрного моря, не давая тем самым сделать его внутренним озером НАТО.

Бухарест рассматривает черноморскую проблему комплексно, в увязке с приднестровским вопросом и ситуацией в Молдавии и на Украине. Молдавско-украинский союз антироссийской направленности отвечает интересам Румынии.

Эти регионы географически связаны и образуют единый сухопутный «фасад» от Одессы до украинско-белорусской границы. Дальше от этой границы на север – это зона геополитической ответственности Польши, стратегического союзника Румынии. Всё, что лежит от этой границы на юг, – это уже поле деятельности Бухареста.

Чтобы подорвать российское присутствие в Чёрном море, надо сначала взять под контроль Молдавию и Украину. Проще всего это сделать под вывеской украинско-молдавского партнёрства: Кишинёв и Киев берут на себя функцию бруствера НАТО против России, выполняемую ранее Варшавой и Бухарестом.

Не стоит ожидать от визита Санду в Киев никаких прорывных достижений. Ни президент Украины, ни президент Молдавии не являются авторитетными политическими лицами у себя в стране. Поговаривают, что Санду не очень-то хочет формировать новое правительство вместо прежнего, чтобы избежать ответственности за неизбежные экономические провалы, которые повлечёт за собой безоглядная ориентация на Запад.

У партии Санду «Действие и солидарность» всего 15 мест в 101-местном парламенте. По Конституции Молдавии все международные соглашения, заключённые президентом, требуют ратификации парламента, а парламент Санду не контролирует. Может случиться так, что информационные фанфары, сопровождающие переговоры Санду и Зеленского, так и останутся фанфарами,то есть не будет выполнено то, о чём заявили оба президента.

Экономический блок переговоров Санду – Зеленский впечатляет размахом заявленных планов: проложить автомагистраль, соединяющую Кишинёв с Киевом, диверсифицировать источники энергии и расширить площади для хранения молдавского газа в украинских газохранилищах.

Пардон, а за чьи деньги? В состоянии ли Киев и Кишинёв самостоятельно оплатить работы по прокладке автомагистрали без зарубежных кредитов? Не в состоянии. Значит, если строить, то в долг, а проценты отдавать за счёт налогов из карманов простых граждан.

Где взять увеличенные объёмы молдавского газа? В Молдавию газ поступает из России и Румынии, своего газа нет. Румынский дороже, чем российский, потому что «Газпром» регулярно предоставляет Молдавии скидки. В 2020 году цена российского голубого топлива для Молдавии снизилась со $176 за тысячу кубометров до $100. Румынский газ поставляют по газопроводу Унгены – Кишинёв, но его не хватает для всей республики. С осени 2021 года румыны обещают поставлять 2,2 млрд кубометров в год, но это менее 60% того, что поставляет Молдавии Россия.

Громкие лозунги Зеленского и Санду про диверсификацию источников энергии – пустой выхлоп. Если молдавский газ и поступит в украинские газохранилища, нетрудно понять, что он будет российским де-факто.

Не отличаются новизной и совместные договорённости по Приднестровью. Зеленский пообещал содействовать решению приднестровского вопроса на условиях молдавской стороны, а это означает, что вопрос решён не будет.

При президенте Ющенко, который тоже пришёл к власти с подачи американцев на волне «оранжевого» госпереворота, Киев уже помогал Кишинёву душить Приднестровье. Ужесточал правила пересечения украинско-приднестровской границы, блокировал трансграничные грузоперевозки, выступал за вывод российских миротворцев.

С тех пор прошло одиннадцать лет. Приднестровье существует, и российские миротворцы в Приднестровье на своих местах. Поднятая Ющенко буза вокруг Приднестровья не привела к изменению обстановки. Так будет и при Зеленском, потому что у Киева нет других рычагов воздействия на ситуацию, кроме тех, что использовались при Ющенко и не принесли эффекта.

Для коренного слома сложившейся вокруг Приднестровья дипломатической архитектуры нужны более серьёзные игроки, такие как НАТО и США. Только с их санкции Зеленский и Санду осмелятся предпринять шаги по размораживанию приднестровского конфликта.

Такие планы у Запада есть, но в долгосрочной перспективе. Те же беспилотники в «Кымпия-Турзий» нацелены не только на Крым, но и на Приднестровье. На фоне политического кризиса в США Вашингтону пока не до Приднестровья. После стабилизации обстановки американцы будут более предметно наблюдать за ПМР, а пока Киеву и Кишинёву предписано выполнять рутинную задачу по усложнению ситуации у западных границ Евразийского союза.

Украина и Молдавия превращены Западом в региональный раздражитель, весь смысл существования которого весьма ограничен и сводится к дестабилизации обстановки на восточном фланге НАТО в нужный момент и в нужном направлении.

Владимир ДРУЖИНИН