Новый перспективный среднемагистральный российский самолёт МС-21 с российскими же двигателями произвёл первый полёт. Не преувеличением будет сказать, что тем самым он обозначил путь по возвращению неба в крепкие русские руки.

Самолёту МС-21 пора присваивать собственное имя. Возврат в небо отечественной гражданской авиации на отечественных летательных аппаратах с отечественными двигателями не должен символизироваться обычной дежурной аббревиатурой.

Российский самолёт с российскими двигателями

Событие и в самом деле выдающееся: новый самолёт МС-21-310 с двигателями ПД-14 совершил 15 декабря первый полёт.

Корпорация «Ростех» сообщила об этом сухо и деловито:

На аэродроме Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут» (в составе ОАК госкорпорации «Ростех») состоялся первый полёт самолёта МС-21-310, оснащённого новыми российскими двигателями ПД-14. Продолжительность полёта составила 1 час 25 минут.

Но тут есть место и для фанфар. До сих пор в России, после того как рынок авиационных перевозок оказался заполнен зарубежными «Боингами» и «Эрбасами», судьба отечественных разработок была не слишком завидной. Самолёты создавались, самолёты делались – но, как говорится, в опытовых целях и соответствующих количествах. Аббревиатуры «Ту» или «Ил» мелькали, но до запуска машин в производство, чтобы отбить своё небо обратно, даже и речи не заходило.

Счастливым исключением некоторое время служил «Сухой-Суперджет-100». Он даже подавался было в качестве прорыва: мол, большое участие иностранных производителей, которые обеспечивают модель большим количеством иностранных комплектующих, обеспечит нашей машине место на мировом рынке авиаперевозок.

Но всё оказалось мифом. В генеральном смысле оказалось, что для невозбранного получения комплектующих и места на рынке нужно беспрекословное подчинение Западу. Причём во всех вопросах. Даже вовсе не связанных с авиацией. В смысле технологическом обнаружилось, что машину в комплектации сборной солянки очень трудно обслуживать. И покупатели от неё стали массово отказываться, когда выяснилось, что борта больше сидят на земле и ждут запчастей, нежели летают. Ну а в частном сегменте самолёт оказался и не слишком удобным, и слишком норовистым. Что и стало одним из факторов трагедии в Шереметьеве, где после жёсткой посадки в мгновенно вспыхнувшем салоне сгорело больше 40 пассажиров.

И вот на этом фоне и появляется, наконец, информация, что уже чисто российский самолёт на чисто российских двигателях успешно поднялся в небо.

Россия делает сама

В принципе, к пафосу реально можно придраться. Ведь в реальности первый полёт МС-21 произошёл ещё в мае 2017 года. И все радовались уже тогда.

Что же, есть смысл вспомнить причины для радости.

МС-21 начали разрабатывать ещё аж в 1987 году. Под именем Як-242.

Тогда же начали разработку нового двигателя — ПД-14, который продолжал линейку советских авиационных двигателей типа ПД. Не случись того, что случилось в 1991 году, машина взлетела бы ещё в 1993 году.

Но нет худа без добра. За прошедшее время в проект были внесены существенные изменения, отражающие развитие новых технологий и материалов. Для обеих модификаций — МС-21-300 (163-211 мест) и МС-21-200 (на 132-165 мест) — задуманы и нехарактерные для советских пассажирских самолётов удобства. Конструкторы зуб дают, что в полётах дальностью до 3500 км и до 6400 км люди будут ощущать себя удобнее, нежели в конкурентных Airbus А330 и Boeing 787.

Однако самое важное в самолёте то, что в нём используются очень интересные российские разработки. В которых очень зримо и вещественно поучаствовала недобитая в 2013 году российская наука. И это реально превращает МС-21 в отечественное изделие.

И всё же без проблем не обошлось. Во-первых, санкции США закрыли пути закупок нужных для крыльев композитных материалов в Японии. А таковых в конструкции — около 40 процентов. В том числе облегчённые крылья из углепластика. Теперь эту проблему требуется как-то решать. Оно, конечно, по-своему неплохо – появился спрос на отечественные наработки в этом секторе, как технологические, так и перспективные научные. Но освоение их стоит времени, а в 2020 году должно уже было начаться серийное производство этих машин.

Во-вторых, в «святые 90-е» приняли решение оснастить модель двигателями корпорации Pratt & Whitney. Но те, естественно, были очень дорогими, а их собственник не хотел делиться секретами производства кое-каких опций турбин. Справедливо, кто спорит, но для отечественного и потребителя, и производителя гораздо заманчивее звучит лозунг «Россия делает сама».

Чем хорош ПД-14

Вот в этом и важность нынешней новости: именно двигатели ПД-14 должны были заменить импортные PW1400G-JM, на которых летали те первые, испытываемые в целом МС-21-300. И раз машина взлетела и полноценно отработала в небе полтора часа, значит, ПД-14 работают, выдают то, что им положено, и, значит, заместят импорт.

При этом этот двигатель имеет очень хорошие перспективы. На основе его унифицированного газогенератора планируется в дальнейшем строить целую линейку двигателей тягой 9-18 тонн. Это автоматически означает оснащение ими не только авиации, например Ту-214 или Ил-96 (или, слышно было, собираются оснастить «Сухой» SSJ-100 мотором ПД-10), но и газотурбинных установок, вертолётов, промышленных объектов.

В общем, это двигатель нового поколения. Из тех, что становятся базовыми для целых отраслей. Причём забавно, что созданная в Уфе для ПД-14 облегчённая широкохордная лопатка входного вентилятора сегодня очень яро интересует специалистов британской компании «Роллс-Ройс», которые раньше были единственными обладателями технологии её производства. Вот только экспорт технологии её изготовления из России запрещён. Англичане теперь уже несколько лет предлагают сотрудничество, но, судя по всему, им придётся покупать только двигатели в комплекте.

За счёт уменьшения зёрен структуры материала титановых лопаток при использовании специальной технологии обработки удалось увеличить прочность этих самых нагруженных элементов мотора на 20%. В свою очередь, это повышает ресурс лопаток уже в два-три раза, а значит, и всю долговечность двигателя.

Несколько очень перспективных технологий разработаны в России и для крепежа композитных материалов МС-21. Из многих видов материала элементы соединений делать просто нельзя. И по технологическим, и по экономическим соображениям. И российские учёные придумали, как соединять элементы сваркой давлением, при которой через тонкую наноструктурную прокладку один материал просто врастает в другой. В результате на испытаниях соединение разрушалось не по шву, а по самому материалу.

Вперёд и вверх, а там…

По заверениям главы Минпромторга России Дениса Мантурова, ожидается, что ещё до 2025 года в России будет построено до 36 самолётов МС-21. Или даже больше. Но ведь не в количестве дело. Главное всё же в таких словах министра:

Сегодня видим в действии результат последовательной государственной политики в области развития высокотехнологичных отраслей. У нас сформировалось новое поколение конструкторов и производственников – и сейчас мы наблюдаем плоды труда десятков тысяч человек, работавших на предприятиях авиадвигателестроительной отрасли для того, чтобы состоялся этот полёт.

И надо дать самолёту имя.

Автор:
Александр Цыганов