Существующий сегодня между Россией и Грузией единственный неофициальный диалоговый механизм между спецпредставителями премьер министром Грузии по связям с Российской Федерацией Зурабом Абашидзе и членом совета федерации РФ Григорием Карасиным, является продолжением многолетних русско-грузинских отношений, корни которых были заложены еще в 15 веке, но как равноправные субъекты международного права эти отношения начинаются с 1991 года, после распада советского союза

Если на первом этапе этих отношений уже активно стремящаяся к западу грузинская власть, пришедшая к власти после победы в гражданской войне над первым президентом Звиадом Гамсахурдии и его сторонниками, еще умудрялась вести дипломатию двойного стандарта, сохраняла мирные дипломатические отношения с Россией, но одновременно усиливала связь и переговоры с западом, то после прихода к власти в 2003 году чисто западной фигуры, Михаила Саакашвили со своей молодой националистической командой, дипломатические отношения между этими странами приобрели чисто формальный характер.

Невозможно назвать дипломатией, то есть решение проблем с помощью переговоров, резкие заявления новой власти Грузии в сторону России, обвинение России  в попустительстве сепаратистским устремлениям власти Южной Осетии и Абхазии, не желающим урегулировать отношения с Грузией, желание смены Российских миротворцев войсками НАТО,  стремление к НАТО и к западу, подготовка для создания базы НАТО на территории Грузии и увеличение в стране и соответственно в регионе  численности американских военных, которые были призваны для обучения грузинской армии, но представляли потенциальную угрозу для национальной безопасности России и в целом региона.  Чуть  позже  откровенное объявление  России номером  первым врагом Грузии, совсем вышло за рамки дипломатии.

Жесткая риторика грузинской власти уже в первых годах правления Саакашвили положила основы для вооруженного конфликта и для разрыва дипломатических отношений: официально это и произошло 02.09.2008 году, после того как Российская Федерация в августе признала самостоятельность Южной Осетии и Абхазии, грузинская власть разорвала дипломатические отношения.

Грузинское общество основано на понятиях достоинства и стыда, богатейшей национальной культуре и уникальных дорогостоящих для народа обычаях, а национальная религия православие, частично определяет судьбу народа и государства. Исходя из того, что в сегодняшней политической жизни, где после распада советского союза биполярная международная система постепенно переходит в мультиполярную, в которой создание союзов является главным аспектом для сохранения равновесия сил и баланса, а для маленьких государств даже для самосохранения политической, экономической и культурно–религиозной самостоятельности, сложно оставаться одним, ни от кого не зависящим, приходиться искать союзника.

Исторический процесс общения между грузинским и русским народами, психологические, культурно-религиозные, экономические аспекты, четко показывают преимущество союза с Россией для благополучия Грузинского государства.  Если во время существования Российской Империи, а потом Советского союза, смотря на империалистические взгляды вышеуказанных стран,  имело дело угнетение и ущемление прав и самостоятельности маленьких государств,  в том числе  Грузии, а западная свобода слова и прав человека привлекала внимание населения, сегодня дело обстоит иначе. Сегодня Россия самостоятельная, свободная страна, которая постепенно переходит к демократическому строю, а не к западному. Как раз такая же демократия, такая природа ближе к Грузии,  потому что эти страны практически всю свою историю провели под монархическим или тоталитарно-диктаторским режимом  и демократия для них чужая, с ней  необходимо познакомиться. Для этого нужно время, нужно провести много работы, необходимо общаться и обмениваться мыслями, а не враждовать.

Вторжение  западного  либерализма под прикрытием демократии, суть которой глобализация, для грузинского общества  чужая и опасная, однозначно служит для ухудшения отношений в регионе. Попыткой такого вторжения и была война в августе 2008 года и желание разъединить близких по сути народов Грузии и России,  полностью прекратить общение между ними. Это не получилось. Между этими странами общение продолжается и сегодня, продолжается в женевском формате, подключением европейских государств и формате Абашидзе-Карасина.

Многолетняя история русско-грузинского общения показывает, что эти государства имеют опыт переговоров без посредников, тем более, если у власти стоят адекватные люди.  В 2014 же году после смены власти Грузии, Россия сняла почти все ограничения на грузинский импорт, было возобновлено прямое регулярное авиасообщение, что очень сильно облегчило жизнь грузинской диаспоры в России и их близких людей в Грузии.

Факт, что более продуктивным чем женевский формат, оказывается прямая линия общении Абашидзе-Карасина, которая решила много проблем в сфере гуманитарных и торгово-экономических вопросов. Россия стала вторым по значимости  внешнеторговым партнером и крупным импортером  грузинской продукции,  что и способствовало развитию туризма и транспортных связей. Шли серьезные разговоры о защите прав человека, о сложной с  гуманитарной точки зрения в Абхазии и Цхинвальском регионе ситуации. Этот формат сыграл большую роль в освобождении врача Важи Гафриндашвили, задержанного южно-осетинскими властями за переход разделительной линии в зоне конфликта. Было видно, что  градус напряжения между Россией и Грузией снижается, но известные события 2019 года 20 -21 июля затормозили  это развитие. Националисты еще раз поставили перед фактом ухудшения русско-грузинских отношений и нанесли серьезный удар над везде известным грузинским гостеприимством, когда абсолютно неоправданной истерикой заставили выгнать из парламента гостей, которые не представляли никакой угрозы для национальной безопасности Грузии и просто стали жертвой технической ошибки регламента.

Но несмотря на это, формат не перестал существовать. 27 ноября была проведена видеоконференцсвязь, в связи с пандемией между Карасином и Абашидзе, где были обсуждены региональные вопросы о  ситуации в зоне Нагорно-карабахского конфликта, подтвержден абсолютный настрой на преодоление  негативных последствий вышесказанной нами антироссийской провокации, проведен обзор российско-грузинских  торгово-экономических связей, затронуты перспективы  восстановления  авиасообщений и т.д.

Эта встреча дала  надежду, что  русско-грузинские отношение еще расширятся и дойдут до восстановления дипломатических отношений, которые обязательно должны восстановиться. В международной практике немало примеров того, как развитие человеческих контактов и гуманитарно-экономических связей становилось ключом к разрешению конфликтов и решению сложных проблем. В международной практике немало примеров того, как были урегулированы более сложные внешнеполитические проблемы, чем конфликт между Южной Осетией, Абхазией и Грузией. Главное переговоры, главное не отдалиться   друг от друга и с помощью России, которая и является на сегодня гарантом стабильности и мира в таком сложном регионе как Кавказ, достичь консенсуса, где будут приоритетны не геополитические вопросы земли, а желание этноса и народа жить в мире.+

Вахтанг Чеишвили, специально для News Front