Прошло 25 лет со старта залоговых аукционов в России. Материалов об этом немало, но многие аспекты их проведения до сих пор остаются загадкой. Взять к примеру вопрос участия иностранных игроков в приватизации российской госсобственности

Долгое время считалось, что доступ для инвестиций из США и Европы в Россию 90-х годов был полностью закрыт. Однако сейчас выясняются неизвестные ранее подробности вовлечения иностранцев в залоговые аукционы.

Одним из главных идеологов и выгодоприобретателей залоговых аукционов был Владимир Потанин, тесно сотрудничавший с демократами в Вашингтоне и администрацией Клинтона. Он активно пользовался связями своего отца — чиновника из министерства внешнеэкономических связей СССР.

Кстати, официальным советником Потанина, который помог ему оформить идею залоговых аукционов, был Борис Йордан, тот самый участник будущего “спора хозяйствующих субъектов” вокруг НТВ.

Сам по себе этот механизм приватизации, именуемый на Западе “займами за акции”, был основан на идеях экономиста-неолиберала Джеффри Сакса. Прогрессивные издания в США, вроде журнала The Nation, подробно освещали схемы участия американского бизнеса в приватизации в России.

Особую роль в этом сыграли Гарвардская управляющая компания (HMS), хэдж-фонды под крылом у Goldman Sachs и даже Джордж Сорос, участвовавщий в покупке “Связьинвеста”. Некоторых из них впоследствии постигла кара американского правосудия — в основном за уход от налогов.+

Сейчас все эти казусы становления второго русского капитализма кажутся делом далёким и туманным. Однако на фоне транзита власти в США они вновь обретают актуальность. Ведь многие члены команды Байдена — “мамонты” и ветераны ещё администрации Клинтона.

Их восприятие России основывается именно на воспоминаниях о 90-х годах и “шоковых” реформах, поддержанных Клинтоном. Поэтому знать настоящую историю залоговых аукционов важно не только для общего развития, но и для понимания логики будущей внешней политики Байдена.

Малек Дудаков