Заявления Ильхама Алиева с каждым днём становятся всё более сомнительными с точки зрения здравого смысла вплоть до истеричности

А так как цифры уничтоженной военной техники и личного состава потеряли свою объективность ввиду их несопоставимости со списочным составом ещё довоенного образца, то именно противостояние на информационном поле может больше сказать о том тугом узле, который завязывается в Закавказье.

В самом начале войны в Нагорном Карабахе, как автор уже писал ранее, Ильхам Алиев стоял на прекрасных стартовых позициях. Во-первых, война непосредственно ему не грозила появлением армянских танков под Баку, т.к. с точки зрения техники Азербайджан укомплектован не в пример Армении.

Во-вторых, оппонент Алиева Пашинян своей прозападной многовекторностью ослабил силовой блок Армении, снизил взаимодействие своей страны с Россией, а заодно умудрился посеять зёрна очень серьёзных сомнений в союзничестве и дружбе Армении в российском обществе.

В-третьих, Алиев в начале войны в информационной кампании против Армении крайне ловко использовал бэкграунд Пашиняна и его многочисленные речи против него самого, посылая сигналы Москве, что не стоит рассматривать власти Армении в качестве такого уж дружественного союзника, с её-то «соросовским» прошлым. А главное же, что Алиев, возможно, рассчитывал перекинуть на фронт не в меру националистичные группы внутри Азербайджана, которые отнюдь не в восторге от несменяемого клана Алиевых при власти.

Именно поэтому Ильхам и выглядел таким уверенным. Его речи звучали более взвешенными и аргументированными. На фоне Пашиняна, который так и не вырос из штанишек оппозиционного журналиста, Алиев заметно выигрывал. Но по мере того, как конфликт набирал обороты, Ильхам очевидно изменился. Риторика его становилась агрессивной и менее адекватной. При этом было понятно, что по собственным каналам азербайджанские власти также продолжали накалять информационное поле, что, конечно, абсолютно несвойственно выигрывающей стороне.

На информационной площадке замелькали такие специфические журналисты как Саадат Кадырова с её кривыми намёками на возможность подобия карабахского конфликта непосредственно в России и сравнением храмов с сортирами. Не остался в стороне и Михаил Гусман, замдиректора в ИТАР-ТАСС, т.е. в той же конторе, в которой трудилась Саадат. Гусман не только поддержал Азербайджан в войне, что ставит жирный крест на его журналистской объективности, но и якобы перечислял личные средства азербайджанской стороне.

Ещё одним откровенно слабым маневром в этом информационном противостоянии стала поддержка Азербайджана одиозным Максимом Шевченко, который в самом базарном стиле обвинил директора СВР Сергея Нарышкина в лоббировании армянских интересов за деньги Армении. Доказательную базу он подвёл такую нелепую, что с тем же успехом и с гораздо большей уверенностью можно в информационном лоббизме обвинить самого Шевченко.

И уж совсем необоснованно агрессивно и информационно отрицательно для Азербайджана выглядит история с угрозами Сергею Карнаухову, за которыми последовал демарш студентов с азербайджанскими корнями, что и вовсе настроило общественность против Баку.

Не отставал в степени неадекватности заявлений и сам Алиев. В обращении к народу он заявил об уничтожении двух ракетных комплексов «Ярс» Армении. Ну никак автор не может поверить, что столь осведомлённый человек как Алиев мог не знать, что на планете Земля подобные ракетные комплексы с межконтинентальными баллистическими ракетами могут позволить себе только несколько стран – Россия, США и Китай. И сама возможность наличия такого комплекса у Армении также смехотворно как строительство «звезды смерти» Люксембургом.

И, конечно, призрачными «Ярсами» речь Ильхама не ограничивается. До сих пор Алиев с ослиным упрямством продолжает отрицать наличие на территории Азербайджана наёмников из Сирии и Турции. Глупость данной позиции состоит в том, что этих самых наёмников и религиозных фанатиков отлавливали в Азербайджане ещё до войны. А информацию об очередной партии обезвреженных боевиков предоставлял сам Азербайджан.

Таким образом, вопрос состоит не в том, есть ли радикальные наёмники в стране, а противодействует ли им официальный Баку, точнее – есть ли у него силы и желание. И именно в этом моменте и кроется причина информационно-политической невралгии азербайджанской власти во главе с Алиевым.

Конечно, Ильхам Алиев не рассчитывал, что война на тяжёлой во всех смыслах карабахской земле будет быстрой и лёгкой. Более того, как автор указал выше, стартовые позиции у президента Азербайджана были превосходные, но подвёл «союзник» Эрдоган, пустившийся во все тяжкие. Видимо, Алиев рассчитывал на большую адекватность Реджепа в определённой степени интегрированного в Европу. Но стареющий «султан» почувствовал кровь и слабость западных партнёров.

Таким образом, Алиев сейчас находится в патовой ситуации. С одной стороны он зависит от турецких «союзников». Так, офицеры ВМС Азербайджана не просто проводят совместные учения с турками, но и сама их подготовка проводится на турецких базах. И сухопутные войска не отстают, даже в плане вооружений. На балансе армии Азербайджана не только бронемашины турецкого производства, но и системы залпового огня.

С другой стороны Алиев зависит от настроений Анкары даже внутри страны. Ещё со времён школ Гюлена, пока тот не попал в немилость к «султану», культурный обмен конструировал мощную протурецкую оппозицию внутри Азербайджана, которая автоматически была антиармянской. И хочет Ильхам того или нет, но он вынужден сыпать агрессией в речах и безмолвно наблюдать, дадут ли по носу Эрдогану, чтобы самому начать сворачивать кровавую баню в Арцахе.+

Сергей Монастырёв, специально для News Front